Материалов на сайте: 259

Прически и головные уборы в Греции и в Риме

Что касается головных уборов, то греки ходили обыкновенно с непокрытой головой, прикрывая ее шапкой или шляпой только тогда, когда им приходилось оставаться на воздухе более продолжительное время, например в дороге, на охоте и т. д.

Шапка, называвшаяся кюнэ, у римлян - галерус, делавшаяся первоначально из собачьей кожи, откуда и её название (впоследствии из всякой другой кожи), имела вид полушария и была без полей; войлочный пилеус имел полуовальную или коническую форму, а иногда и небольшие поля.

От него несколько отличалась фригийская шапка или митра. Она походила на наш спальный колпак с согнутой вперёд верхушкой и завызывалась под подбородком, обыкновенно при помощи пришитых к ней ленточек. Персидская митра, от которой, как кажется происходят теперешние восточные тюрбаны, была иногда шляпой более сложной формы, состоявшей из большого куска материи, которым обвивалась голова и закрывался затылок и горло.

Шляпа, носившая название пета, перенесенная в Грецию из Фессалии и Македонии, была очень низка и обыкновенно с широкими круглыми или, как видно на парфенонских рельефах, с четырехугольными, опущенными вниз полями; к ней был приделан ремешок, при помощи которого она прикреплялась под подбородком или свешивалась назад, когда ее сбрасывали с головы.

Носили эту шляпу обыкновенно при хламиде. На нее походила другая шляпа, так называемая каусия, тоже македонского происхождения. Шляпы делались из войлока, откуда и общее их название пилос. Цвет шляп был или белый, или коричневый (например, у моряков); в Македонии красная каусия служила знаком особенного отличия. И у древних почтение выражалось сниманием шляп.

Греческие женщины еще меньше мужчин нуждались в головных покровах, так как они редко выходили из дому. Дома и в городе они издавна покрывали голову и закрывали лицо (за исключением глаз) вуалью, которая густыми складками ниспадала на шею и спину; при разговоре она поднималась левой рукой.

Кроме вуали, голова иногда покрывалась частью верхней одежды или большим пестрым платком, который обматывался вокруг головы и подбородка, или же подобным небольшим платочком, прикрывавшим только волосы. Отправляясь в дорогу, женщины, подобно мужчинам, надевали легкий петас.

Так, Йемена представлена (Эдип в Колонне) в "бросающей тень фессалийской шляпе" на голове. Поздние женщины носили еще плетеную шляпу, называвшуюся, по своей куполообразной форме, долия.

Римляне, за исключением людей изнеженных, которые всегда носили шляпы, только тогда покрывали голову, когда, например, во время путешествия, им приходилось продолжительное время оставаться под палящими лучами солнца, или во время дурной погоды.

В этих случаях они надевали греческий пилос, или петас, или каусию, или капюшон; но нередко они довольствовались тем, что набрасывали на голову — мужчины часть тоги, а женщины часть паллы, или надевали митру, которая удерживала в порядке причесанные волосы.

С подобной целью употреблялась и вуаль — продолговатое покрывало, часто окаймленное бахромой; оно прикреплялось на верхушке головы и спускалось вниз то спереди, то сзади, служа скорее украшением головы, чем ее защитой. Впрочем, его употребляли главным образом только при религиозных обрядах: одна лишь супруга верховного жреца Юпитера носила его постоянно.

Меньшие головные платки, напоминавшие наши, римские женщины стали носить с того времени, когда вошла в употребление палла, и то только при похоронах и во время траура, закрывая ими головы и перебрасывая затем один конец их через левое плечо. Брачная вуаль была буро-красного цвета и длиннее других.

Тому, что греки и римляне могли ходить с непокрытой головой, немало содействовала густота и обилие волос, которые у греков считались главным украшением тела (у Гомера греки называются пышнокудрыми); своих богов они представляли себе с густыми длинными кудрями, например Зевса, Аполлона, Посейдона и т. д. Особенно же восхищались они русыми волосами. Такие волосы приписываются поэтами некоторым героям под Троей, например Ахиллесу, Менелаю, который всегда называется русым, а из богинь Деметре.

В древние времена спартанцы не стригли волос начиная с юношеских лет; а о том, как заботились они о своей прическе, свидетельствует Геродот, который рассказывает, что лазутчик Ксеркса видел спартанцев перед решительным сражением, причесывающих и украшающих свои волосы.

В Афинах до персидских войн волос не стригли, завивая их на макушке в узел, который скрепляли шпилькой. Подобной прически придерживалось часто и пластическое искусство, особенно при изображении Аполлона (например, Бельведерского) и Вакха.

После персидских войн, когда у мальчиков, вступающих в юношеский возраст, стали стричь волосы, мужчины (исключая рабов, некоторых софистов и киников) носили не короткие (исключая времена траура), а только несколько подрезанные волосы, и очень заботились об их прическе.

В особенности женщины умели причесывать и украшать свои волосы, то спуская их косами вниз по шее, то завивая их на темени или на затылке и соединяя различным образом шпильками и повязками или же собирая их в сетку.

Неестественный, принятый впоследствии и римскими женщинами обычай красить волосы в золотистый цвет появляется у греков уже в 5 веке до Р. X., а позднее они начинают употреблять и парики.

Мужчины тоже немало заботились о своей бороде, которую они только подрезали: цирюльня уже и тогда служила центром всяких интересных городских новостей и сплетен. Болтливым цирюльникам жилось хорошо, особенно в более позднее время, после Александра, когда греки стали брить бороды, что прежде считалось позорным. Только софисты и хвастливые стоики составляли в это время исключение; за то их длинная борода сделалась общим посмешищем.

Римляне носили длинные волосы и бороды до конца 3 века до Р. X. Только в 300 году впервые появились в Риме цирюльники, пришедшие из Сицилии, которые и стали заводить там свои цирюльни. С этого времени римляне стали подрезывать свои волосы ножницами и завивать их щипчиками, а бороды брить, причем по обычаю, заимствованному у греков, торжественно приносили в жертву богам первые волосы детей и волосы с первой бороды юношей.

Затем до 40 лет мужчины обыкновенно не брили бород, а только заботливо подрезали их; отпускали бороду еще в знак траура не только частного, но и общественного, политического. Так было до Адриана, при котором снова начали носить бороду; это продолжалось до времен Константна. Потом бритье опять вошло в обычай.

Если уж мужчины так заботились о своих волосах, завивали их, натирали маслом, а во времена императора носили даже парики, то что сказать о женщинах того времени, когда Рим сделался средоточием моды, подобно теперешнему Парижу? Римские писатели много говорят о том, как изобретательны были в прическах их соотечественницы.

В более древнее время волосы римских женщин спускались сзади головы или просто, или в виде локонов, или же сплетались в кружок на маковке (у жены верховного жреца Юпитера и у некоторых других женщин в конический пучок), или искусно связывались на затылке посредством повязок и скреплялись шпильками; во времена же императоров римские женщины стали придавать прическе самые причудливые, чуть не каждую минуту менявшиеся формы, для чего употреблялись и чужие волосы.

Примером может служить прическа Плотины, жены Траяна; для такого бесчисленного множества кос едва ли хватило бы собственных волос. Особенно ценились русые волосы, в изобилии привозившиеся в Рим из Германии. Собственные черные волосы римлянки (подобно своим землячкам позднейших времен, венецианским, неаполитанским и другим дамам XV и XVI веков) окрашивали в светло-русый цвет посредством какого-то щелочного мыла.

Для наглядного ознакомления с различными искусными и неискусными прическами могут служить коллекции бюстов в различных музеях, особенно в римском (капитолийском) и в неапольском. У некоторых бюстов головы снабжены такой прической, которая снимается.

Источник: Комиссаржевский Ф.П. История костюма

Просмотров: 12524


Наверх


Независимо от того, как много вы извлекли из прошлого опыта, он никогда не расскажет вам всего того, что нужно знать сегодня.



Rambler's Top100

Уважаемые веб-мастера, при копировании материалов, пожалуйста, ставьте ссылку на Costumehistory.ru

Главная| Первобытный костюм| Древний Египет| Древний Восток| Древняя Греция| Древний Рим| Византия| Средневековье| Возрождение| Костюм 17 века| Костюм 18 века| Костюм 19 века| Костюм 20 века| Русский костюм| Костюмы народов мира| Театральный костюм

Costumehistory.ru. 2008-2014, Дмитрий Науменко, psychologovnet@yandex.ru  | Карта сайта