Материалов на сайте: 259

Облачение императоров в Византии

О королевском облачении византийцев можно судить по изображению императора Феодосия. Его туника, доходившая до земли, была украшена у ворота, у подола и спереди на рукавах золотым шитьем и жемчугами. Впоследствии широкая золотая отделка у ворота распространилась и на рукава и была видна из-под застегнутой на боку мантии. Эта туника, известная и под названием стола или далматика, делалась из шелка, сначала белого, впоследствии же темно-синего.

Поверх нее часто надевалась еще одна, такая же роскошная туника, с длинными широкими рукавами, к украшениям которой прибавились в X веке два вышитых золотом круга на высоте колен. Пурпурная мантия, застегивавшаяся на правом плече пряжкой и украшенная жемчужными нитями, была полукруглой формы. Спереди и сзади у выреза ворота прикреплялось по одному четырехугольному куску материи. Эта отдела называлась клавус. На мантиях сановников и придворных чинов всегда встречались такие отделки: расшивались они более или менее богато, смотря по занимаемому положению.

Клавус, прикрепляемый вначале довольно низко, позднее был поднят выше. Царское облачение дополнялось пурпуровыми штанами, жемчужной диадемой или беретообразной, расшитой жемчугами шапочкой, золотым скипетром и пурпурными сапогами, почти сплошь усыпанными жемчугом. Сюда же относятся и перчатки , которые в древности изготовлялись персами, римлянами и греками из дорогих мехов.

Скипетр представлял собой высокой жезл с крестом на конце; к жезлу часто прикрепляли кусок пурпурной ткани, украшенной бахромой и символом христианства. Самым характерным признаком властелина были расшитые жемчугом пурпурные сапоги. Незаконное присвоение императорской обуви преследовалось и наказывалось смертной казнью. В позднейшие времена императоры отдавали предпочтение высоким красным сапогам.

Римские императоры до III века носили на голове исключительно золотые лавровые венки: первым надел зубчатую корону император Галлиенус, царствовавший в 260-208 годах до н. э. До VI века византийские императоры носили только широкий, украшенный жемчугом коронооб-разный венец с двумя жемчужными нитями по бокам; к нему был прикреплен сверху крестообразный переплет; вскоре под этот крест стали подкладывать круглую красную шапочку; таким образом получилось нечто вроде короны, встречающейся и на позднейших памятниках; впоследствии к ней был прикреплен сзади кусок материи в виде платка. В усовершенствованном виде эта корона представляла две крест-накрест соединенные, богато эмалированные дуги с укрепленным в середине крестом, кругом же шел зубчатый обод.

Сохранившееся в Равенне в церкви Св. Виталия мозаичное изображение императора Юстиниана представляет его нам в белой тунике, доходящей до колен и украшенной у подола золотым кантом; эта туника застегнута на правом плече выпуклой золотой пряжкой и опоясана красным кушаком; рукава ее заканчиваются тремя золотыми перехватами. На клавусе пурпурной мантии изображены по золотому фону красные круги, в которых видны зеленые лебеди или утки.

Юстиниан был первым императором, украсившим свой головной убор крестом, однако же на упомянутой фреске он изображен в широком головном ободе без креста, отделанном драгоценными каменьями и двумя рядами жемчуга. Начиная с IX века у императоров вошло в обычай украшать крестами как одежды, так и скипетр. Необходимо добавить, что императоры облачались в парадные костюмы не только в торжественных случаях, они ходили в них всегда.

На другом мозаичном изображении, находящемся также в церкви Св. Виталия, представлена жена императора Юстиниана - Феодора.

Облачение императрицы имеет громадное сходство с облачением императора, только здесь недостает клавуса на мантии, но зато спереди у ворота и на обоих плечах прикреплены бляхи, отделанные слезовидными жемчугами, а нижний рубец мантии украшен широким золотым вышитым кантом. Длинная, узкая белая туника богато отделана золотым и цветным шелковым шитьем. На обрамляющих лицо волосах, украшенных жемчугом и лентами, лежит богато отделанный обод. Спереди, в середине его, выдается продолговатый четырехугольный орнамент с тремя выдвинутыми жемчужинами и с двумя остриями, расположенными по бокам. С боков короны спускаются до плеч жемчужные нити.

Приблизительно 100 лет спустя облачение императрицы подверглось значительной перемене. Пурпурная мантия была наполовину сужена и падала только на спину. Стола или туника делалась с широкими рукавами так, что из-под нее был виден пурпур мантии и широкие борта, украшенные драгоценными каменьями.

Рукава нижней туники заканчивались золотой обшивкой. Предметом роскоши считался широкий, переброшенный через плечи и спускавшийся до колен шарф, который сдерживался наверху воротником. Этот шарф делался из парчи и украшался жемчугами и драгоценными каменьями, край его был белым с пестрыми цветами. Свободно падающие концы шарфа повязывались роскошным кушаком. Венец был украшен двумя подвесками и состоял из закругленных сверху эмалированных бляшек, причем средняя из них немного выдавалась.

К верхнему шарфу, украшенному бахромой, скоро присоединили второй шарф, надеявшийся на нижнюю тунику так, что из-под укороченной столы виден был только небольшой его кусок. Иногда нижний шарф прикреплялся к нижней одежде; на столе стали изредка делать разрезы до бедер.

На изображениях XII века императрицы облачены в узкую, доходящую только до колен узорчатую столу. Она шилась с полудлинными широкими рукавами и украшалась дорогими кантами, которые накладывались или на середину передней ее части, или шли по бокам. На столу надевалось еще короткое, богато украшенное покрывало; оно доходило до талии, покрывая грудь, спину и плечи; под руками оно не сходилось, а придерживалось кушаком или завязками.

На голове императрицы мы видим подобие зубчатой короны, возложенной поверх вуали. Около того же времени начали появляться и высокие короны, украшенные крестом, и широкие металлические обручи, украшенные спереди плоским алмазом и наложенные на красную шапочку. В позднейшие времена царицы изображались в роскошно отделанных, подпоясанных, доходящих до ступней столах с широкими рукавами. Мантия украшалась клавусом и застегивалась на правом плече. Обод, заменявший корону, был снабжен спереди и с боков выдающимися кверху украшениями и жемчужными нитями с крестами на концах.

Источник: Комиссаржевский Ф.П. История костюма

Просмотров: 7920


Наверх


Правило Сенеки для кормчего
Когда корабль не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.



Rambler's Top100

Уважаемые веб-мастера, при копировании материалов, пожалуйста, ставьте ссылку на Costumehistory.ru

Главная| Первобытный костюм| Древний Египет| Древний Восток| Древняя Греция| Древний Рим| Византия| Средневековье| Возрождение| Костюм 17 века| Костюм 18 века| Костюм 19 века| Костюм 20 века| Русский костюм| Костюмы народов мира| Театральный костюм

Costumehistory.ru. 2008-2014, Дмитрий Науменко, psychologovnet@yandex.ru  | Карта сайта