Материалов на сайте: 259

Древняя Греция. Крито-Микенский костюм

Предвосхищая древнего эллина, древний критянин обожествлял красоту, игравшую и расцветавшую в его душе. Идеалом мужской красоты у критян считалась фигура с широкими плечами, сильными руками, тонкой талией, крепкими бедрами, стройными ногами.

Женский облик, наоборот, имеет характер утонченный, нежный, изящный. В искусстве воспеваются женщины в образе богини или жрицы.

Как видно из стенных росписей, резьбы по камню и золотых рельефов, мужская одежда была очень простой и состояла из кожаного пояса вокруг бедер, от которого шел передник, закрывающий ляжки.

Передник надевался таким образам, что спереди он ниспадал углом, а его вертикальная кромка шла наискось от бедра к колену другой ноги. Передник делали из ткани с вытканным цветным узором. В такой одежде мужчина ходил повседневно. В праздники же он надевал длинную цветную юбку, а поверх нее похожее на сетку одеяние.

Был в мужском критском гардеробе элемент одежды, похожий на широкий мешок, закрывающий обе ноги от бедер до колен, — вероятно, прототип широких, мешкоподобных штанов. Критянин носил гладкие длинные волосы, прядями струившиеся по спине, которые он стягивал на голове плотной головной повязкой. Два или три крутых завитка поднимались надо лбом.

О характере женского костюма можно судить, например, по статуэтке из Петсофа. Это был сложный наряд, состоявший из длинной юбки и короткого жакета с рукавами и глубоким вырезом спереди.

Колоколообразная юбка шла от бедер до ступней и состояла из кусков материи, наложенных один поверх другого наподобие оборок: сверху была короткая юбка, под нею — более длинная, так что выступала широкая горизонтальная полоса, и так далее вплоть до ступней — каждая следующая часть заканчивалась ниже находящейся поверх нее.

Короткий жакет оставлял открытой грудь, которую поднимали тугой шнуровкой или кушаком, перехватывающим тонкую талию, иногда юбку носили без жакета, оставляя верхнюю часть туловища обнаженной. Как видим, красивым считалась и у мужчин, и у женщин тонкая талия, обязательно утягиваемая, что вело к нарушению структуры тела.

В таком костюме не было и речи о целесообразности, так же, как и в искусстве критян, богатые формы которого не только не вытекали из определенной цели, но прямо боролись против ясного выражения подобной целесообразности. На пальцах рук носили золотые кольца, так называемые островные камни — округлые пластинки стеатита, агата, порфира, аметиста, яшмы — просверливали посередине, нанизывали на нитку и носили как ожерелья; кольца и камни украшали резными изображениями.

Изготовляли ожерелья и из кусочков янтаря и агатовых бусинок. Украшениями также служили золотые подвески, цепочки, серьги, диадемы, шпильки для волос и булавки для одежды.

Яркость костюмов и обилие драгоценных украшений было созвучно всему настрою искусства этого народа, жившего некогда на благодатной земле Крита. В его искусстве жизнь — как бы сплошное сияние, сплошная игра, развлечение, где радость из мимолетной превращается в постоянную. Возможно, веря в магическую силу изображения, они изображали только то, что наполняло их души безмятежной радостью, веселило их, утверждало в иллюзии легкого, приятного, бездумно-ликующего восприятия мира.

Пришедшие с севера и покорившие ахейские племена дорийцы принесли с собой в Элладу четырехугольный плат, который представлял собой одежду, одинаковую у мужчин и у женщин и созданную по совершенно оригинальному принципу без кройки и шитья. Этот принцип можно считать открытием древнейшей эллинской культуры. Плат оборачивали вокруг тела и прихватывали на плечах заколками.

Плат как мужская одежда получил название хлена, а как женская — пеплос. По-видимому, под хленой мужчины носили узкий передник, повязанный вокруг бедер. Потом на месте этого передника сначала у самого восточного греческого племени — ионийцев — появился заимствованный на семитском Востоке хитон: шитая рубаха-юбка.

Простой хитон в своем первоначальном виде представлял собой туго облегающую тело одежду со швом на плечах, помучившую название дорийского хитона. Женский хитон мог и не сшиваться — тогда он скреплялся застежками на плечах. Длина хитонов была различной. Дорийцы носили короткий, доходивший только до Колен.

Ионийцы и афиняне носили до Перикла длинный полотняный хитон с рукавами, доводившими до локтей, соединенными тесьмой или пуговками. Эта полотняная одежда, своей трубчатой формой и нарочитым изяществом противоречившая свободному характеру подлинно эллинского одеяния, стала господствующей на раннем этапе истории греческого костюма, в архаический период. Через ионийский мир она распространилась и среди других племен.

Благодаря ионийскому влиянию женский гардероб стал намного богаче: наряду с шитым полотняным хитоном и дорийским пеплосом женщины стали носить скроенную и сшитую одежду с рукавами, по форме напоминающую современные блузы и жакеты.

Источник: Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме

Просмотров: 10757


Комментарии к этому материалу:

Добавить комментарий

Введите сумму чисел с картинки:

=  

Наверх


Ни мир, ни вы сами не знаете, что именно вы способны совершить, пока не попробуете.
Ралф Уолдо Эмерсон



Rambler's Top100

Уважаемые веб-мастера, при копировании материалов, пожалуйста, ставьте ссылку на Costumehistory.ru

Главная| Первобытный костюм| Древний Египет| Древний Восток| Древняя Греция| Древний Рим| Византия| Средневековье| Возрождение| Костюм 17 века| Костюм 18 века| Костюм 19 века| Костюм 20 века| Русский костюм| Костюмы народов мира| Театральный костюм

Costumehistory.ru. 2008-2014, Дмитрий Науменко, psychologovnet@yandex.ru  | Карта сайта