Материалов на сайте: 259

Византия. Мужской костюм

После распада в 395 году Римской империи Византия, лежавшая при слиянии Фракийского Босфора и Мраморного моря, основанная в 658 году до Р. X. и восстановленная Константином Великим, стала центром Восточно-Римской Христианской империи. Вместе с перенесением в Константинополь столицы туда же были перенесены и многие римские обычаи. Но влияние Востока было так сильно, что победило обычаи Запада, и восточные римляне вскоре утратили почти все то, что было у них римского. При византийском дворе был введен восточный этикет, со всей его роскошью, и восточные одежды.

В первое время благодаря тому, что первоначальными обитателями Византии были почти исключительно западноримские переселенцы, византийская одежда ничем не отличалась от западноримской. Приверженцы христианства сначала тоже не отличались от язычников. Но вскоре замечается влияние, выразившееся сначала главным образом в роскошных, дорогих материях; вместо легких шерстяных тканей, из которых делались классические костюмы, костюмы византийских вельмож начинают изготовляться из тяжелых шелковых, атласных и парчовых материй, падающих неподвижными складками.

Благодаря непосредственной близости Востока, самые изысканные произведения ткацкого и красильного искусства, ценившиеся на Западе на вес золота, в Византии можно было приобретать за небольшие деньги. Когда же в VI веке культура шелковичных червей была перенесена в Грецию, то шелковые ткани стали еще дешевле и доступны почти всем слоям общества.

Шелковые материи ткались с систематично повторявшимися рисунками: квадратами, кругами, звездами, арабесками и орнаментальными изображениями растительного царства. Сначала при выделке этих тканей придерживались новоперсидских арабских образцов, со временем же мало-помалу появляются характерные оригинальные орнаменты, повторяющиеся и на позднейших византийских изделиях.

В конце концов даже самые дорогие ткани перестали удовлетворять страсть византийцев к роскоши, и для того, чтобы придать материи еще больше блеска, затканные парчовые рисунки стали оттенять пестрым шелковым шитьем. Даже христиан не миновала эта страсть к роскоши, и они нередко украшали свои одеяния целыми картинами из Священного Писания.

Главную часть мужского византийского костюма составляла короткая, полудлинная или доходящая до лодыжек туника, всегда с узкими и длинными рукавами. Полудлинная туника опоясывалась шнуром или полосой материи и образовывала над поясом буфу. Короткая и узкая опоясанная туника часто сдерживалась еще на груди повязкой, спускавшейся с плеч.

Поверх туники надевался талар, похожий на тунику, но доходящий до земли и без рукавов. Он кроился настолько широким, что плечи спускались на руки до запястья и образовывали подобие широкого рукава. Характерная отделка, встречающаяся на позднейших римско-христианских коротких и длинных туниках, состояла из двух темных или пестрых полос, которые как спереди, так и сзади спускались до самого подола. Такими полосами окаймляли и подол, и ворот, и низ рукавов.

В IX веке в малоазиатских провинциях Византийской империи встречалась туника, которая была приподнята спереди, и ее подол, расходясь от талии в обе стороны, образовывал дугообразную линию; при этом пояс надевали так, что оба его конца падали спереди.

Верхней одеждой служила мантия; она застегивалась на правом плече фабулой или пряжкой; в позднейшее время ею покрывали оба плеча и завязывали ее на середине груди. По форме византийская мантия вполне соответствовала античной хламиде или римской военной мантии. Как той, так и другой придавали то продолговатую, то полукруглую форму. Иногда в виде мантии употреблялись пенула (безрукавная мантия древних римлян) и лацерна (легкая римская мантия, надевавшаяся поверх тоги). Вместо длинных широких шаровар и коротких узких штанов носили теперь облегающие ногу длинные панталоны, сшитые, по всей вероятности, из трикоподобной материи; держались они на шнурке, повязанном вокруг бедер.

Римские сандалии и башмаки были заменены в Византии более или менее высокими сапогами, которые, в свою очередь, позднее были заменены богато украшенными красными полусапожками, обернутыми ремнями, плотно облегавшими голень и ступню.

Во время дурной погоды поверх меховых и кожаных сапог надевали сандалии с деревянными подошвами.

У простых византийцев редко встречались головные уборы. Однако при полевых работах и в дороге носили круглые широкополые меховые шляпы и шапки; встречались также и капюшоны из жесткой материи. У вельмож были в ходу плоские, беретообразные шапки, расширявшиеся кверху; в начале IX века была сильно распространена круглая, высокая шапка, похожая на фракийскую.

На колонне Феодосия изображены погонщики мулов в круглых шляпах с отогнутыми полями и с пучками перьев в виде украшения; одежда их состоит почти исключительно из греческих рубашек без рукавов. Один из мужчин отличается длинными, не очень широкими панталонами, перевязанными под коленами и собранными над лодыжкой; сапоги у него низкие, а поверх хитона надета короткая, спереди открытая куртка с засученными доверху рукавами, подпоясанная вместе с хитоном; на кушаке у него висит широкая кожаная сумка и короткий кинжал; в руке хлыст, состоящий из короткой палки с двумя прикрепленными к ней кожаными ремнями.

Одежда вельмож отличалась от одежды простых людей главным образом богатством материала.

Высшие сословия носили почти исключительно тунику, доходящую до самых ступней, мантия же их отличалась своей шириной. Первоначально костюмы вельмож шились из тонких шерстяных и льняных материй, а впоследствии из бумажных и шелковых. В особенном почете были пурпурные одежды, но по постановлению императора, ношение их воспрещалось. Пояс, сделанный иногда из золота и украшенный драгоценными каменьями предметом роскоши как у мужчин, так и у женщин.

В начале VII века отделка из двух продольных полос начинает исчезать и остается только на одеждах духовных лиц. В V веке наряды вельмож украшались вдоль швов широкими отделками и шитьем жемчугом. Вскоре всю одежду стали украшать блестящей отделкой с драгоценными каменьями, а ворот туники - широкой каймой, имевшей вид круглого золотого воротника, наложенного на тунику; округленные, щитообразные наплечники ниспадали от воротника до половины верхней части руки. Позднее воротник отделился от туники и образовал самостоятельное украшение, расшитое золотом и драгоценными каменьями.

Белые одежды, наследство римлян, скоро совсем исчезли, и только длинные туники, мужские и женские, делались из белой материи; византийцы любили больше пестрые и цветные ткани, белые же обозначали траур.

Волосы мужчины сначала коротко стригли, а бороды брили. В середине VI века они стали носить длинные волосы, а в начале VII стали отпускать и бороды.

Источник: Комиссаржевский Ф.П. История костюма

Просмотров: 6336


Наверх


Неустанно задавайте себе вопрос: Каким образом я мог бы сделать это лучше?



Rambler's Top100

Уважаемые веб-мастера, при копировании материалов, пожалуйста, ставьте ссылку на Costumehistory.ru

Главная| Первобытный костюм| Древний Египет| Древний Восток| Древняя Греция| Древний Рим| Византия| Средневековье| Возрождение| Костюм 17 века| Костюм 18 века| Костюм 19 века| Костюм 20 века| Русский костюм| Костюмы народов мира| Театральный костюм

Costumehistory.ru. 2008-2014, Дмитрий Науменко, psychologovnet@yandex.ru  | Карта сайта