Материалов на сайте: 259

Мужской костюм, обувь, прически. Воинская одежда и вооружение Древней Греции

Мужская одежда состояла из двух частей — хитона и гиматия. Хитон — это нижняя одежда. Во всяком случае, взрослые мужчины не могли выходить в нем на улицу, принимать гостей, появляться в общественных местах — в театре, на агоре (площади) и т. д.

Хитон изготовляли из куска шерстяной или льняной ткани, сложенной по вертикали пополам, а на плечах скрепляли двумя пряжками — фибулами. Иногда хитон мог иметь небольшие рукава, сделанные из того же куска ткани.

Длина хитона могла быть различной, но в классическую эпоху хитон доходил до колен. Длина хитона зависела также и от возраста: пожилые люди носили более, длинный хитон, а молодежь — более короткий. Укороченный хитон — экзомий, доходивший до середины бедер, носили воины, ремесленники, рабы.

Такой хитон обычно скалывали только на левом плече, оставляя правую руку свободной для движений.

Верхних одежд, которые надевали, выходя на улицу, было несколько. Основной, классической одеждой был плащ — гиматий.

Гиматий представлял собой прямоугольный кусок шерстяной ткани, размером 1,7 X 4 м, драпировавшийся вокруг фигуры различными способами (в способе драпировки гиматия проявлялись различия, связанные с характером занятий). Наиболее простой способ драпировки заключался в следующем: ткань набрасывали на спину и на левое плечо так, чтобы она закрывала левую руку и спадала вниз на две трети своей длины. На правое плечо гиматий обычно не накидывали, а пропускали ткань под правой рукой. Плащ охватывал всю фигуру спереди, от груди до ступней ног, и закидывался назад через левое плечо.

Чтобы ткань не соскальзывала, сзади в край ее зашивали грузки — кусочки свинца. Правая рука при такой драпировке оставалась свободной. Красота этого плаща, как и других греческих одежд, заключалась в изяществе драпировки струящихся складок.

Существовал еще другой, более сложный способ драпировки гиматия, при котором обе руки были спрятаны под плащом. Такие гиматий обычно носили люди умственного труда, в связи с чем этот тип гиматия назывался ораторским.

Этот способ драпировки заключался в следующем: сначала гиматий обертывали вокруг фигуры, затем слева со спины его перекидывали вперед так, чтобы он закрывал левое плечо, и спускали до уровня талии. Здесь ткань перегибали и перебрасывали назад через правое плечо так, чтобы она охватывала и закрывала согнутую в локте правую руку. Перекинутым назад куском ткани закрывали спину, левое плечо и левую руку, скрывая ее почти полностью. Изящным считался гиматий, доходивший до середины икр.

Верхней одеждой юношей, а также всадников являлся небольшой плащ овальной или прямоугольной формы — хламис. Его накидывали на спину и на оба плеча, скалывая на груди пряжкой — фибулой. Иногда хламис скалывали на правом плече, оставляя таким образом свободной правую руку. Одетых в хламисы юношей можно видеть на рельефах фриза греческого храма Парфенона.

Обувью грекам служили сандалии различных типов. Наиболее характерный вид сандалий — иподиматы, состоявшие из подошвы (кожаной, деревянной) и нескольких ремней, которыми подошва прикреплялась к ноге. Более сложный вид обуви — крепиды, имевшие вид подошвы с небольшими бортиками. В отверстия, находившиеся в бортике, продевали тонкие ремни, которыми крест-накрест обвязывали йогу до щиколотки. Крепиды часто имели задник.

Кроме сандалий, греки носили мягкие кожаные полусапоги, а также высокие резные сапоги — эндромиды. Они состояли из подошвы и кожаных голенищ, закрывавших ногу сзади, а спереди стянутых сложной шнуровкой. Пальцы ног в этих сапогах были открыты. Надевали эндромиды обычно в торжественных случаях, главным образом военачальники. Бедняки чаще всего надевали мягкие туфли, сшитые из кожи, — постолы.

Обувь, особенно парадные крепиды, изготовляли из цветной кожи, иногда золоченой, а иногда даже расшитой жемчугом.

Модным цветом волос в Греции считался белокурый. В классический период повседневная мужская прическа состояла из коротко остриженных волос, «полной» (т. е. от виска до виска), недлинной бороды и усов. Юноши лицо брили. Некоторые щеголи носили длинные волосы, завитые в локоны и подхваченные золотым обручем.

В торжественных случаях укладывали волосы надо лбом в виде красивого банта, так называемой цикадой. Подобную прическу можно видеть на статуе Аполлона Бельведерского.

Голову греки обычно не покрывали. Только отправляясь в путешествие или во время непогоды они надевали очень простые по форме головные уборы — петас, кюнэ, пилей, изготовленные из войлока, соломы, тканей.

Одежда воинов состояла из короткого хитона, поверх которого надевали плотно охватывающую тело кирасу — торакс, Иногда кирасу украшали рельефными изображениями — орнаментами и даже целыми композициями.

Достаточно вспомнить описанные Гомером доспехи греческого героя Ахилла: «Прежде всего изготовил он щит, и огромный, и крепкий. |Весь изукрасил кругом и блистающий выковал обод. | В самой средине представил он землю, и небо, и море, | Неутомимое солнце и полный блистающий месяц. | Дальше два города сделал красивых, людьми населенных».

К плечам и подолу кирасы прикрепляли ременные полоски с металлическими бляхами, которые защищали плечи и нижнюю часть фигуры и в то же время не стесняли свободы движений. Составленная из этих ремней юбочка носила название зомы. На ноги воины надевали поножи, сделанные из металла или кожи и скрепленные сзади на икрах ремнями. Голову венчал металлический шлем с высоким гребнем.

Оружием служили меч, копье, кинжал, а для защиты — щит, либо круглый, либо так называемый беотийский, в виде овала неправильной формы.

Источник: Киреева Е. В. История костюма

Просмотров: 11206


Наверх


Мы интересуемся другими только тогда, когда они интересуются нами.
Публий Сирий



Rambler's Top100

Уважаемые веб-мастера, при копировании материалов, пожалуйста, ставьте ссылку на Costumehistory.ru

Главная| Первобытный костюм| Древний Египет| Древний Восток| Древняя Греция| Древний Рим| Византия| Средневековье| Возрождение| Костюм 17 века| Костюм 18 века| Костюм 19 века| Костюм 20 века| Русский костюм| Костюмы народов мира| Театральный костюм

Costumehistory.ru. 2008-2014, Дмитрий Науменко, psychologovnet@yandex.ru  | Карта сайта