Материалов на сайте: 259

Египетский костюм в период Среднего и Нового Царства

В период Среднего царства форма одежды египтян усложняется, объем ее увеличивается за счет нескольких одновременно надеваемых одежд. Силуэт расширяется книзу, приобретая пирамидальные очертания, широко используются плиссировки. Женская одежда особых изменений не претерпела, лишь в одежде знатной женщины богаче становятся украшения.

В мужском костюме постепенно к переднику добавляются другие элементы одежды, которые должны были прикрывать верхнюю часть тела. Сначала это была драпировка, идущая от пояса к груди, — род жилета, прообразом которого служила наброшенная на плечи звериная шкура. Этот жилет был важной деталью царского облачения.

В период Древнего и Среднего царства высшие военачальники и фараоны укладывали свои набедренные повязки так, чтобы они имели треугольную форму спереди. Позднее фараоны стали носить отдельный треугольный фартук. Прикрепленный к поясу фартук был украшен расходящимися из нижнего левого угла веерообразно расположенными складками. На руках и ногах фараоны носили широкие браслеты.

На голове у фараона был особый головной убор — корона, состоявшая как бы из двух шапок (одна в другой): белой — верхнеегипетской и красной — нижнеегипетской. Иногда она надевалась поверх клафта — особого головного платка, служащего для защиты от палящих лучей солнца и пыли. Клафт делали из пестрой полосатой материи, спереди у висков к нему привешивали две длинные завязки с поперечными полосами, спускавшиеся на плечи. Платки из желтой и синей материи являлись привилегией царской семьи. Эти платки мы видим на сфинксах.

На голове фараона и его жены была особая повязка, вокруг которой обвивался золотой уреус, причем голова страшной змеи располагалась как раз над самым лбом царя. Уреус, укус которого смертелен, считался символом неограниченной власти, и поэтому его изображением украшалась не только повязка фараона, но и его корона, пояс и шлем.

Женщины и мужчины носили широкий кольцеобразный воротник, который закрывал плечи и верхнюю часть груди и служил не столько защитой, сколько украшением. У чиновников этот воротник — должностное ожерелье — был в полоску. Цвет полос обозначал род службы. У царских слуг полосы были желтыми, у служащих храма — синими, у военных — красными. Полосы клафта были того же цвета, что и воротник.

Жрецы носили те же предметы одежды, что и знать, но у них были особые, присущие им знаки различия в зависимости от занимаемой ими должности в жреческой иерархии. Жрецы младших и средних рангов часто носили вместо набедренной повязки юбку на каркасе, торчащую спереди колоколом. Высшая категория жрецов носила поверх повязки или юбки особый халат из нескольких кусков ткани, а затем шкуру пантеры или леопарда. Жрецы носили также «должностное ожерелье» и клафт, соответствующие занимаемой жрецом должности.

Еще одним предметом одежды, составлявшим часть наряда знати — как мужчин, так и женщин, — была накидка, или плащ, который существовал уже в эпоху Древнего царства.

В период Нового царства Египет стал принимать активное участие в политической жизни Азии, и при дворе фараонов стало появляться огромное количество послов с дарами и купцов со всевозможными товарами. Характерным стало стремление к роскоши, и при Рамсесе II роскошь достигает своего апогея. Одежды знати становятся несравненно богаче и превращаются в пышные и широкие одеяния. Обязательными становятся прозрачные и полупрозрачные ткани, огромное количество украшений.

В эпоху Нового царства у мужчин вместо плотно прилегающего жилета появляется широкая мешкообразная рубаха без рукавов, с отверстиями вверху и по бокам для головы и рук. У знатного египтянина такая рубаха могла быть с полукороткими рукавами, плотно прилегающей к телу в верхней части туловища, а внизу расходящаяся складками.

Одежда эта делалась из белой ткани с красными полосами, такой тонкой, что сквозь нее просвечивало и тело, и белый передник, и пояс, обильно украшенный драгоценными камнями и эмалью и перехваченный лентами.

В женском костюме уже в эпоху Среднего царства заметна тенденция к обнажению груди. В эпоху Нового царства у женщин большое распространение получает накидка новой модификации, один конец которой проходил под левым плечом, другой пропускался под мышкой справа. В дальнейшем накидка прикладывалась к телу таким образом, что ее левая и правая части имели впереди различную длину, после чего более длинная правая часть забрасывалась на левое плечо, но не верхним, а нижним концом, который проходил по спине, пропускался под правой рукой вперед и здесь связывался с верхним концом более узкой левой части накидки.

Таким образом, над грудью образовывалась прочная обвязка; свободный кусок ткани на левом плече можно было укладывать как угодно, благодаря чему возникали разнообразные формы одежды, различающиеся только способом ее укладки.

Кольцеобразный воротник тоже становится наряднее; его украшали отлитыми или вычеканенными из золота фигурами или же делали его из ткани и вышивали золотом и блестками. В костюме знатных египтян появились сандалии, носок которых заворачивался кверху, эти сандалии прикреплялись к ноге пестрым ремнем, доходящим до колена.

Все мужчины, за исключением рабов, брили голову и лицо. Вместо сбритой бороды, отвергаемой египетским вкусом, в качестве знака высокого положения к ушам привязывалась искусственная борода. Право носить самую длинную бороду принадлежало фараону. Форма искусственной бороды служила знаком отличия жрецов и знатных сановников. Фараоны носили широкую бородку особой формы или бородку в виде сплетенной косы. Жрецы и знатные люди носили бородку кубиком.

В период Нового царства вошел обычай носить парик. Парики были самые разнообразные — гладкие посередине или завитые по бокам, высокие с локонами или с длинными спускающимися косами и т. п. Парики делались из волос, овечьей шерсти и иногда из окрашенной материи.

Женщины нижних слоев носили волосы распущенными, зачесывали их назад, уши оставляли открытыми, на лбу завязывали ленточку или ремешок.

Женщины высшего сословия носили сложную прическу. Все волосы заплетали в бесчисленное количество косичек. Косички туго натягивались и приклеивались к голове, а сзади были свободно распущены. Лоб был закрыт. Иногда знатные женщины надевали парики.

Подростки часто поверх шапочки носили накладные косы как символ юности. Принцы носили косы с одной стороны (чаще всего с левой) головы. Косы перехватывались обручем. Эта прическа была знаком отличия именно принцев.

Немало денег тратилось и на всевозможные украшения и драгоценности. Даже мужчины носили на руках — у плеча и у запястья — изящные браслеты из благородного металла. А женщины надевали такие же браслеты на ногу, а в уши продевали серьги в виде кольца. И женщины, и мужчины носили по нескольку перстней на каждом пальце. И каждый мужчина гордился каким-нибудь драгоценным перстнем, имеющим магическое значение.

Особенно распространенным украшением были скарабеи. Скарабей, навозный жук, считался символом плодородия и творчества, потому что его яйца, заключенные в земляные шарики, оживают под влиянием солнечной теплоты. Такие жучки носились всеми и выделывались в большом количестве из ляпис-лазури и других драгоценных камней. Впоследствии, когда на плоской стороне этих украшений стали вырезать иероглифы, они приобрели характер амулетов, которые носили на шее на особом шнуре.

И мужчины, и женщины широко применяли косметику. У египтянок был очень распространен обычай подкрашивать брови и кончики век. Они долгое время пользовались для этой цели зеленой краской и лишь позднее стали употреблять черную. Чтобы увеличить блеск глаз и придать бровям кокетливый изгиб, они подводили и то и другое при помощи кисточки или иглы из слоновой кости.

Кроме того, египтянки употребляли румяна для щек и губ, белила для лица и голубую краску, для того чтобы ярче оттенить жилки на лице, так как в высших кругах считалось изысканным иметь слегка утомленный вид. Ногти красили вначале черной, а позднее красной краской. Особое значение придавали душистым маслам и благовониям. Иногда к парику прикрепляли сосуд с благовониями, которые медленно, по капле, стекали на волосы.

Костюм в законченной форме отражал эстетические представления египтян: обилие плиссировок, располагающихся нередко по всей поверхности костюма, не создавали видимости динамики формы, так как их скрепляли в нескольких местах. Человек в них казался спеленутым. Сложные прически у женщин, искусственные парики у мужчин, ведущие к стилизации головы, обилие украшений и косметики, игравших большую роль в построении костюма Древнего Египта, создавали целостное впечатление и особую выразительность.

Источник: Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме

Просмотров: 8234


Наверх


Каждый заблуждается в меpу своих возможностей.



Rambler's Top100

Уважаемые веб-мастера, при копировании материалов, пожалуйста, ставьте ссылку на Costumehistory.ru

Главная| Первобытный костюм| Древний Египет| Древний Восток| Древняя Греция| Древний Рим| Византия| Средневековье| Возрождение| Костюм 17 века| Костюм 18 века| Костюм 19 века| Костюм 20 века| Русский костюм| Костюмы народов мира| Театральный костюм

Costumehistory.ru. 2008-2014, Дмитрий Науменко, psychologovnet@yandex.ru  | Карта сайта