Материалов на сайте: 259

Рим. От простого к сложному

В отличие от греческого костюма, который изменялся, постепенно переходя от сложности, чопорности и азиатской пестроты к благородной простоте, развитие римского костюма шло в прямо противоположном направлении: от простой непритязательной формы к претенциозной избыточности и помпезному великолепию. Причина такой эволюции кроется в самой истории развития Рима, его культуре и изменении с течением времени эстетических идеалов.

На ранних стадиях Римского государства эстетическим идеалом римлян были суровые воины и величественные женщины. Древние римляне предстают перед нами суровыми, физически сильными, развитыми, выносливыми людьми. Не греческий культ прекрасного атлетического тела, гармонии пропорций, а суровость и мужество воина, приспособленность к любым условиям, строгость и простота — таковы основные черты идеала мужчины начала республиканского периода.

В идеале римлянки воплотились величественность, медлительность и определенная статичность. Прекрасной считалась фигура с округлой линией плеч, широкими бедрами и плоской грудью.

Этот идеал подчеркивали сложные одежды, придававшие фигурам римлян величественность и статику. Основными тканями для изготовления одежд служили шерсть и льняное полотно. В костюмах сочетались яркие цвета — красные, фиолетовые, коричневые, пурпурные, желтые. Парадным цветом одежды был белый.

В ранние периоды Республики преобладала драпирующаяся одежда, которая подчеркивала естественную красоту человеческой фигуры, частично обнажала ее.

Основу древнеримского мужского костюма составляли туника и тога. Туника была нижней одеждой и напоминала греческий хитон. Она имела прямоугольный покрой, сшивалась на плечах и надевалась через голову.

Тунику чаще всего носили как домашнее платье без каких бы то ни было добавлений. Поначалу она была без рукавов с прорезями для рук, заканчивалась ниже колен и подвязывалась, как хитон, поясом на бедрах. У женщин туника доходила до пят и тоже служила домашней одеждой, была еще особого рода туника, длинная, тесная, не стягиваемая поясом, без всяких складок; ее надевали римские девушки в день совершеннолетия и в день свадьбы.

Полосатая туника была принадлежностью высших должностных лиц: тунику с широкой пурпурной полосой («клавус»), идущей сверху вниз по середине груди и спины, носили сенаторы; тунику с одной или двумя узкими полосами носили всадники. Была еще туника триумфатора, украшенная и вышитая пальметами. Основным цветом туники был белый, материалом служила шерсть.

Поверх туники римляне надевали верхнюю одежду: мужчины — тогу, женщины — паллу (или женскую тогу, которая была не столь массивной и тяжелой.) Носить тогу могли только свободные римские граждане — ни рабы, ни чужестранцы носить ее не имели права. «Владыки мира — народ, одетый в тоги», — так характеризовал римлян поэт Вергилий.

Для свободных римских граждан тога была даже обязательна. Сципион подвергался упрекам за то, что надевал греческое платье. Лишенные права гражданства и изгнанники теряли право носить тогу.

До нас не дошло изображение ее ранней, более простой формы.

По мнению Дионисия Галикарнасского, древняя тога походила на полукруглый плащ этрусков. Правый конец этого плаща набрасывался на правое плечо и плотно прилегал к нему, потом конец этот протягивался под бородой, перебрасывался через левое плечо и закрывал обе руки. Иногда правый конец перебрасывался через левое плечо, и правая рука оставалась свободной.

Впоследствии (по всей вероятности, в конце Республики) на этот плащ шло уже больше материи, но все же далеко не столько, сколько нужно было для свободной тоги со складками, которую носили в позднее время. Способ надевания такой средней тоги был тот же, что у греческого гиматия.

Подобного рода тога, в противоположность свободной тоге, называлась, по свидетельству Светония, тогой тесной. На ней намечается уже синус со складками, еще короткий и неглубокий, в который клали обычно правую руку. В таком положении можно представить себе римских ораторов времен Республики.

Тога более поздних времен, которую стали носить со времён Августа, представляла собой сложную драпировку прямоугольного или эллипсообразного куска шерстяной ткани размером 5 х 3,5 м. (Некоторые авторы отмечают, что тога делалась исключительно из льняной ткани). Как это ни странно, полной ясности в представлениях о форме и покрое тоги нет до сих пор. Известно лишь, что существовало несколько способов ее драпировки.

Красота тоги заключалась в ее белизне и изяществе драпировки. Эта драпировка была определена традициями и утверждена законом. Такой вид тога приобрела к периоду расцвета Римской империи.

Само собой разумеется, что тога с ее громоздкостью и чрезвычайной сложностью укладки не могла служить повседневной одеждой. Уже во II веке до н.э. она сохранялась только как праздничная и гражданская одежда. Большие размеры, сложная канонизированная драпировка, белоснежная дорогая ткань, пурпурная полоса — знак сословного отличия — должны были прежде всего подчеркнуть особое положение римского патриция, его благородное происхождение и превосходство над остальными членами общества.

Тогу с пурпурной каймой носили диктаторы, консулы, преторы, курульные эдилы и некоторые жрецы, расшитую золотом — человек, достигший триумфа, совершивший какой-нибудь подвиг.

Подобно тому, как мужчины носили вне дома тогу, римские женщины надевали паллу — длинный плащ, доходивший иногда до лодыжки и состоявший обыкновенно из одного куска материи размером выше человеческого роста. При жертвоприношениях ею покрывали голову или обвивали ее вокруг тела ниже плеч. Паллы или свободно спускались вниз, или прижимались к телу поясом. Палла складывалась вдоль вдвое. Одна ее половина закрывала грудь, другая - спину; на плечах при посредстве застежек обе эти половины соединялись.

Надевалась палла разными способами: она могла покрывать оба плеча, как гиматий, либо скрепляться застёжкой на одном или обоих плечах, либо набрасываться на голову и окутывать всю фигуру. Материалом служила довольно тонкая шерсть — пурпурная разных оттенков, цвета гелиотропа, мальвы (бледно-лиловая) или желтая.

Иногда женщины носили поверх туники верхнее платье — столу, напоминающую тунику, но более длинную и широкую, с большим количеством складок. Если нижняя туника имела рукава, то стола была без рукавов и стягивалась поясом под самой грудью, образуя напуск.

По низу столу обязательно обшивали плиссированной оборкой, иногда представлявшей нечто вроде шлейфа. Появляться без столы или паллы в общественном месте считалось неприличным.

Громоздкие тоги и паллы не позволяли быстро двигаться. Вообще медлительность в походке, безукоризненность драпировки, некоторая театральность в движениях считались верхом изящества.

Уже при первых императорах мужчины перестали постоянно носить неудобные и сравнительно дорогие тоги, а женщины столы и паллы.

Тога оставалась до поздних времен (до III в. н.э.) форменным и единственным приличным платьем при императорском дворе, в театрах в присутствии двора. Она также служила одеждой клиентов, в которой они посещали и сопровождали своих патронов.

При Тиберии сенатом был назначен штраф матронам, если они будут замечены на улице без столы, но начиная со времен Коммода тога и стола стали совсем выходить из употребления, и их место заняла так называемая далматика, то есть длинная туника с широкими рукавами, употреблявшаяся как верхнее платье, и колобий, то есть недлинная туника с короткими рукавами, употреблявшаяся как нижнее платье.

Далматика делалась из белой шерсти и украшалась двумя пурпурными полосами. Одежды эти стали употребляться впоследствии в римско-католической церкви как церковное облачение, принятое первыми Папами. С течением времени форма их немного изменилась.

Для замены тоги в качестве безусловно необходимой верхней одежды римляне использовали пенулу — закрытый со всех сторон теплый плащ из плотного кастора с вырезом для головы посередине, закрывавший корпус начиная от плеч, часто с капюшоном.

Тот, кто надевал его, казался как бы оплетенным или окутанным. Иногда плащ с одной стороны, снизу до половины тела, был разрезан так, что концы его пол легко можно было набрасывать на плечо. Позже этот плащ стали застегивать на правом плече, как греческую хламиду.

Пенулу носили поначалу поверх туники или тоги в дороге, а в случае ненастной погоды — ив самом городе. Делали ее или из грубой шерсти или из кожи.

Подобный, но более короткий плащ — сагум — носили солдаты. По своему происхождению это был галльский плащ для верховой езды.

В конце Республики в римском мужском гардеробе появилась лацерна — плащ из тонкой материи, иногда великолепно украшенной, имевший вид продолговатого четырехугольника; раскрытый спереди, он застегивался под подбородком и стягивался поясом.

Во времена Империи он сделался обыкновенным верхним платьем граждан и солдат. Часто этот плащ снабжался капюшоном, который или пришивался к нему, или пристегивался и мог надеваться на голову. Капюшон присоединялся также и к другим плащам, например, к сагуму и пенуле.

Во времена Империи к обеду облачались в особого рода одежду, называвшуюся синфесис. Богачи имели целые гардеробы этой одежды различных цветов.

При всем влиянии греческой культуры на римскую и схожести их костюмов эстетический критерий костюма, да и представление о красоте человека в Риме были совсем иными, чем в Греции. К тому же более суровые климатические условия требовали сравнительно теплых и закрытых одежд.

В период расцвета Римского государства, когда Рим был наводнен награбленными ценностями, роскошь в одежде, еде, домашней обстановке достигала небывалого размаха. Стремление к внешнему блеску охватило почти все слои общества. Увлекавшееся всем греческим высшее общество Рима все же отличалось от греческого более изнеженным образом жизни, меньшим вниманием к физической тренированности тела. Медлительность походки считалась хорошим тоном.

Во времена Империи мужчины, а женщины даже раньше их, стали носить пестрые платья или одноцветные, например, алые, зеленые, светло-зеленые, желтые, а в особенности голубые и пурпурные или (по крайней мере, во времена Плиния) узорчатые и клетчатые.

Самым модным из разнообразных пурпурных цветов был фиолетовый; самым дорогим, хотя и отличавшимся неприятным запахом, был яркий тирский пурпур. Платье украшалось не только полосами (клавусы), о которых уже говорилось, но и клетчатыми узорами, вытканными или вы шитыми цветами, звездочками и т.п., бахромой и, наконец, каймой или бордюрами. Украшениями изобиловала преимущественно женская одежда.

Кроме тонкой шерсти, полотна для одежды употребляли шелк, который, привезенный из Азии (от китайцев) сначала в Грецию, а затем Италию, нашел в этой последней такой прием, что уже в I веке до н.э. женщины делали свои столы из чистой шелковой материи.

Стенные росписи в Помпеях демонстрируют большое разнообразие расцветок и узоров римской одежды. Почтенная матрона постепенно превратилась в элегантную, богато убранную даму. Более ярким стал наряд мужчин, которые когда-то предпочитали скромную одежду, по преимуществу одноцветную и белую.

Источник: Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме

Просмотров: 5420


Наверх


Осознать, что вы не осведомлены о многих фактах – это уже большой шаг на пути к знанию.
Бенджамин Дизраэли



Rambler's Top100

Уважаемые веб-мастера, при копировании материалов, пожалуйста, ставьте ссылку на Costumehistory.ru

Главная| Первобытный костюм| Древний Египет| Древний Восток| Древняя Греция| Древний Рим| Византия| Средневековье| Возрождение| Костюм 17 века| Костюм 18 века| Костюм 19 века| Костюм 20 века| Русский костюм| Костюмы народов мира| Театральный костюм

Costumehistory.ru. 2008-2014, Дмитрий Науменко, psychologovnet@yandex.ru  | Карта сайта