Материалов на сайте: 259

Одежда греческих и римских актеров

Греческое трагические актеры носили богатую и пышную одежду, покроем своим напоминавшую свое происхождение от древнего праздничного наряда.

Хитон был всегда длинный и, вопреки общепринятому обыкновению, очень пестрый; верхние одежды были пурпуровые или пестрые и парчовые и украшены лентами. На историческую верность в костюме не обращали внимания; так, Геракл выступал на сцену в вышеописанном костюме; одна лишь дубина (и лук) служила его отличительным признаком.

Точно так же и одежда хора была самой блестящей, и потому постановка трагического хора принадлежала к самым дорогим повинностям аттических граждан, исключая триерархии. Обыкновенные лица, как то: послы, воины, моряки и пр. — являлись в обыкновенной одежде.

Одежда актеров древней комедии была, правда, также пестрая, но покроя обыкновенного, иногда, впрочем, фантастическая с разными смешными привесками для карикатурности, особенно у хоревтов.

Аристофан снабдил хор своей комедии "Осы", представлявшей афинских присяжных, длинными стилями, высовывание и всовывание которых напоминало жала ос. В сатирической драме герои были одеты как в трагедии; старый Силен — в косматый хитон, а сатиры имели вокруг бедер только козью или оленью шкуру.

На прекрасной помпейской мозаике изображен учитель или поэт, разъясняющий двум хоревтам их сатирические роли; позади, налево, учится кларнетист музыке, направо актер надевает с помощью слуги длинный хитон, на столе лежит его маска.

Позднейшая греческая комедия пользовалась обыкновенной одеждой. Греческая трагедия и комедия разыгрывались в масках. Таким образом, выражение лица было вполне закрыто и заменялось стереотипностью. В случае крайней необходимости маска могла быть заменена другой; так, например, царь Эдип в последнем действии приходит в другой маске, чем в предыдущих.

Римские актеры в самые древнейшие времена играли без масок (персона, ларва); лишь со 2 века до Р. X., со времен Теренция, начали употреблять их по причинам преимущественно практическим, чтобы голос был сильнее. Котурны, длинные одежды и другие туалетные приспособления употреблялись при представлении трагедий.

В комедиях не требовалось никакого особенного устройства сцены, так как она представляла частное жилище. Точно так же и актеры выступали в обыкновенных костюмах и в низкой обуви (называлась сокки); только лицо (и то не всегда) они закрывали масками, по возможности подходящими, хотя и в карикатуре, к характеру роли.

Мимические актеры носили пеструю одежду, составленную из разноцветных кусков (Centunculus), и поверх нее короткий плащ (рициниум), в виде мантильи; башмаки их были низкие, как в комедии; отсюда мимический актер называется также planipes (планипес).

Масок или вовсе не употребляли, или лишь такие, которые всего лица не закрывали. Такой же была и одежда женщин, которые выступали в этих играх, при этом в известных случаях, например в праздник флоралий, костюм их был нарядный и даже фривольный, особенно костюм танцовщиц. Костюм пантомимистов называется также "крокота", вероятно, по его шафранному цвету.

Источник: Комиссаржевский Ф.П. История костюма

Просмотров: 5309


Наверх


Закон Оулда и Кана
Эффективность совещания обратно пропорциональна числу участников и затраченному времени.



Rambler's Top100

Уважаемые веб-мастера, при копировании материалов, пожалуйста, ставьте ссылку на Costumehistory.ru

Главная| Первобытный костюм| Древний Египет| Древний Восток| Древняя Греция| Древний Рим| Византия| Средневековье| Возрождение| Костюм 17 века| Костюм 18 века| Костюм 19 века| Костюм 20 века| Русский костюм| Костюмы народов мира| Театральный костюм

Costumehistory.ru. 2008-2014, Дмитрий Науменко, psychologovnet@yandex.ru  | Карта сайта