Материалов на сайте: 259

Сравнительный анализ греческого и римского костюмов

(C левой стороны представлен греческий костюм, с правой - римский)

В древнейший период греческая одежда была под сильным влиянием Азии, преимущественно Фригии. Раскопки на острове Крит показали, что в так называемый домикенский период греческая одежда напоминала египетскую.

Так, женщины того времени туго обматывали торс под обнаженными грудями длинным полотнищем ткани, наподобие корсета, из-под которого, от бедер, спускалась юбка с большим количеством складок и с подобием волана внизу. Позднее, вместе с развитием эстетического чувства греков и их мифологии, стал видоизменяться и их костюм.

Божества представлялись эллинам в образах людей с идеальными формами тела; только в первобытный период они прибегали для изображения богов к соединениям человеческих и животных форм, подобно египтянам и ассирийцам.

Благодаря такому представлению у них развился культ человеческого тела; видимая природа и Божественный мир были в их представлении неразрывно связаны - скульпторы искали моделей для богов среди красивых людей; архитекторы, строя храмы, заимствовали их формы у живой природы; люди стремились приблизиться к созданному художниками, на основании законов природы, идеалу - Богу.

Тело считалось лучшим украшением человека: складками своих одежд эллины старались подчеркнуть красоту его форм или скрыть его недостатки. Их одежды были очень естественны и просты и казались всегда связанными с телом того, кто носил костюм, чего мы не видим ни у одного из других народов.

В древности греческие одежды не сшивались: полотнища ткани скреплялись друг с другом пряжками и застежками, драпировались и опоясывались на разные лады, по индивидуальному вкусу.

Благодаря греческим колонистам Южной Италии эллинская одежда за тысячу лет до Р. X. стала распространяться и на Апеннинском полуострове. Из ее соединения с одеждой итальянских этрусков образовался римский костюм. Впоследствии в нем появились части, заимствованные римлянами у тех народов, с которыми они воевали.

Греческая и римская одежда разделялась на нижнюю, которая надевалась на голое тело, и верхнюю, носимую поверх нижней (а иногда и на голом теле).

Важнейше нижней одеждой у греков был хитон, у римлян туника. Простой хитон, известный под именем дорийского, в своем первоначальном виде состоял из четырехугольного (З,5 фута длины и 3 фута ширины) куска тканой шерстяной материи.

Материя эта складывалась в длину вдвое и затем надевалась так, что через сделанное сверху в перегибе (с помощью завязки или пряжки) отверстие просовывалась рука, например левая, оба свободные верхние конца материи застегивались на противоположном плече или застежкой, или пуговицей, остальная же ее часть оставалась несоединенной, и половину тела легко можно было открыть.

Хитон "с разрезом" носили обыкновенно молодые дорянки. Хитон с короткими рукавами, прикрывающими только верхнюю часть руки и скрепленными пуговицами или пряжками, носили как нижнюю одежду свободные граждане; поверх него греки надевали гиматион, а римляне тогу.

Был еще хитон с одним рукавом; его носили рабы и рабочие; он покрывал только левое плечо и верхнюю часть левой руки, оставляя незакрытой правую руку и половину груди: особый вид этого хитона - так называемый экзомис; его концы были связаны только на левом плече.

Длина хитонов была различна. Доряне носили короткий, доходивший только до колен, который принят был и в Афинах; ионяне и афиняне носили до Перикла длинный полотняный хитон с рукавами, доходившими до локтей, соединенными тесьмой или пуговками.

Такого рода хитон составлял обыкновенную одежду знатных женщин Греции и Италии. Иногда рукава этого хитона доходили до кисти руки. Мужчины, исключая ионян, не носили его до 3 века по Р. X. Двойной хитон был исключительно женской одеждой, покрой его и способ надевания - такие же, как и у римской паллы.

Хитон опоясывали или высоко, под самой грудью, или несколько ниже, над бедрами. Б последнем случае хитон падал глубокими складками с обеих сторон через пояс.

Образцы прекрасных, роскошных складок сохранились на некоторых статуях парфенонского фронтона, хранящихся теперь в Британском музее и на красивых канефорах (кариатидах) южного притвора Эрехфейона.

Хитон носили мужчины и женщины, мальчики и девочки. Женщины носили иногда даже два хитона, один на другом, причем нижний был длиннее верхнего.

Римская туника напоминала греческий хитон. Она доходила у мужчин обыкновенно до икр и повязывалась, как и хитон, поясом, у рабочих она сильно выступала из-за пояса и была или без рукавов, или с рукавами, короткими или длинными.

Была еще особого рода туника, длинная, тесная, не стягиваемая поясом, без всяких складок; ее надевали римские девушки в день совершеннолетия и в день свадьбы; называлась она туника ректа. Туника была домашней одеждой женщин и мужчин; вне дома ее носили граждане и воины под тогой, впоследствии также под плащом.

Так называемая tunica praetexta, полосатая туника, была принадлежностью высших должностных лиц, а именно: туника с широкой пурпуровой полосой ("клавус"), идущей по середине одежды сверху вниз, носилась сенаторами и была длиннее обыкновенной; туника с одной или двумя узкими полосахми носилась всадниками. У женских туник эта полоса называлась patagium. Упоминается еще tunica palmata , т. е. украшенная и вышитая туника триумфатора.

У более поздних писателей, времен Империи, встречается еще особый род туники - так называемая парагауда. Она украшалась парчовыми полосами. Кажется, такая именно туника изображена на древней картине, найденной в Риме вблизи Латерана.

Подобно греческим, и римские женщины, уже во время Плавта, носили иногда две туники, одну на другой: верхняя была несколько короче нижней. Мужчины тоже носили по несколько туник; Август носил зимой четыре туники.

Иногда женщины носили верхнее платье, которое было длиннее и имело более складок, чем нижнее. Оно называлось stola и надевалось совершенно так, как сшитый женский хитон. Если нижняя туника имела рукава, то stola была без рукавов и стягивалась поясом под самой грудью. Непременной принадлежностью столы была так называемая instita, пришитая или притканная к нижнему ее краю оборка, иногда представлявшая нечто вроде шлейфа.

Самой обыкновенной верхней одеждой греков был гиматион, который вместе с хитоном составлял полное их одеяние.

Это был плащ четырехугольной, продолговатой формы, который набрасывался таким образом, что спускался от шеи вниз своей широкой стороной. Сначала перебрасывался один его конец через левое плечо и придерживался левой рукой, затем остальная часть его обвивалась от левой стороны к правой вокруг спины, правой руки и груди, и конец ее перебрасывался назад через левое плечо.

Это называлось "одеваться направо". Таким образом, все тело было закрыто, и только правая рука оставалась отчасти свободной; иногда же и она закрывалась. Последнее считалось в древнейшие времена признаком приличия и скромности.

Иногда греки перебрасывали гиматиои от левого плеча не через правое, а под мышку правой руки, оставляя ее непокрытой и свободной; этот способ надевания считался более изящным и встречается на изображениях. Приличный гиматиои должен был спускаться ниже колен, но не доходить до лодыжек; если он был длиннее и волочился, то это считалось неприличным.

Женщины надевали гиматиои таким же образом, но в деталях допускали отступления, по собственному вкусу. Чтобы гиматион не спадал с плеч и чтобы складки его красиво ложились одна возле другой, к концам его пришивались кисточки с небольшими свинцовыми шариками.

Плащ меньшего размера назывался хламидой. Он был македонского происхождения. Хламиду набрасывали или на левое плечо так, что она закрывала левую руку, причем концы ее соединялись на правом плече застежкой, вследствие чего правая рука оставалась совершенно свободной, или же набрасывали ее на оба плеча (в особенности при верховой езде), или, наконец, застегивали на груди.

Плащ этот, в нижние углы которого тоже зашивали тяжести, употреблялся обыкновенно в дороге и на войне; он служил в Афинах, со времен Перикла, верхней одеждой для юношей, эфебов.

Таким же коротким плащом был трибон (что значит поношенное платье). У дорян его носили все юноши и мужи, а у других племен, кроме бедных, и все те,кто ходил без хитона. Трибон состоял из куска материи, похожего по покрою на гиматион, но несколько меньшего. Иногда он мог быть разделен на две половины. В заключение упомянем еще о героическом плаще, плотном и толстом покрывале, в которое кутались зимой.

Словом "пеплос" обозначалось длинное верхнее женское платье; его мы подробно опишем вместе с римской паллой, от которой оно ничем не отличалось; в частности, этим словом обозначались те покрывала, которыми украшались в праздники статуи богинь.

Так, например, "пеплос" назывался большой, великолепно вышитый покров, который в Афинах в день панафиней возили в процессии в виде распростертого паруса, а потом надевали на статую Афины в Парфеноне, а также покров, который женщины приносили в Олимпии в дар Гере и т. д.

К другому роду верхнего женского платья принадлежала так называемая хлайна носимая наподобие шали, и похожий на нее крокотос "(шафрановый), названный так, вероятно, по своему цвету. О хлайне упоминает Гомер.

Самой главной верхней одеждой римлян была toga, платье, если не чисто римское (по мнению самих римлян, оно этрусского происхождения), то, во всяком случае, весьма давно получившее у них право гражданства; слово togatus означает римлянина, в противоположность греку, который назывался palliatus.

Тога более поздних времен, которую стали носить со времен Августа, значительно отличалась своей формой от греческого гиматия; она делалась не из четырехугольного, а из продолговатого, сшитого обыкновенно из двух кусков материи, в виде эллипса, около 5 футов длины и 10 футов ширины.

Надевалась она следующим образом: прежде всего она складывалась в длину пополам, потом левый конец ее перебрасывался через левое плечо вперед так, что концы касались земли, остальная же часть одежды обвивалась вокруг тела - под правую руку (как у греческого гиматия), через грудь, а конец ее перебрасывался через левое плечо и достигал до лодыжек.

Складывание и перегибание этой одежды требовало некоторого искусства, потому что она перегибалась не посредине и края ее не совпадали; ее нижняя (более широкая) половина достигала своим краем до голеней, а иногда и ниже, верхняя же (меньшая) половина краем своим касалась колен.

Та часть тоги, которая шла из-под мышки правой руки через грудь, у древних малых тог прилегала тесно к телу, а у свободной тоги образовывала красивые складки (синус), а именно: верхние под правой рукой, происшедшие оттого, что платье, идя отсюда вверх к левому плечу, должно было сгибаться, и нижние, несколько меньшие, образовавшиеся на коленях.

Когда труд расположения складок заканчивался, левый нижний конец тоги, который был вначале спущен с левого плеча, вытягивался, и вытянутая часть пропускалась через синус.

Так как в количестве складок и их искусном расположении заключалась вся красота тоги, то римляне обращали на это особенное внимание. Рабы должны были с вечера готовить складки для следующего утра, причем пользовались для этого приборами из досок.

Свинцовые гирьки, зашитые в концах тоги, должны были держать тогу, как и греческий гиматион, в данном ей положении. Очевидно, что, одевшись в тогу, нельзя было быстро двигаться. На войне, прежде чем вошел в употребление сагум, тоже носили тогу и опоясывались тем ее концом, который обыкновенно перебрасывался через левое плечо.

В позднейшее время подобным образом одевались в тогу при исполнении некоторых праздничных обрядов, в особенности религиозных, причем передний конец тоги клался на голову.

В древние времена тога была меньшего размера и носилась иногда и на голом теле (без туники), как это делал, например, Катон Старший. Описав тогу более поздних времен, мы постараемся теперь сообщить кое-что и об этой тоге древней формы.

Выше было сказано, что тога была этрусского происхождения. Поэтому, чтобы представить себе ее первобытную форму, мы должны обратиться к этрусским произведениям. Там мы видим полукруглое платье, которое, по мнению Дионисия Галикармасского, представляет вид древнейшей тоги.

Правый конец этого платья набрасывался на правое плечо и плотно прилегал к нему, потом конец этот протягивался под бородой, перебрасывался через левое плечо и закрывал обе руки. Иногда правый конец перебрасывался через левое плечо, и правая рука оставалась свободной.

Впоследствии (по всей вероятности, в конце Республики) на это платье шло уже больше материи, но все же далеко не столько, сколько нужно было для свободной тоги со складками, описанной нами выше. Способ надевания такой средней тоги был тот же, что у греческого гиматия или паллия. Подобного рода тога, в противоположность свободной тоге, называлась, по свидетельству Светония, тогой тесной.

Различие между средней тогой и паллием заключалось только в том, что первая, благодаря своему эллиптическому покрою (форма паллия - продолговатый четырехугольник), образовывала более складок и менее прилегала к телу. На такой тоге мы замечаем как бы начало синуса со складками, еще короткого и неглубокого, в который клали обыкновенно правую руку. В таком положении мы представляем себе римских ораторов во времена Республики.

Тогу имели право носить только римские граждане; в публичных местах эта одежда для них была даже обязательна. Сципион подвергался упрекам за то, что надевал греческое платье. Лишенные права гражданства и изгнанники теряли право носить тогу.

Римские мальчики и девочки носили тогу с пурпуровой каймой, которая впоследствии, когда мальчики вступали в юношеский возраст (т. е. когда им исполнялось 16, позднее 15 лет), а девочки выходили замуж, заменялась белой тогой.

У мужчин тога с пурпуровой каймой служила знаком высокой должности; ее носили диктаторы, консулы, преторы, курульные эдилы и некоторые жрецы. Одеянием триумфаторов была вышитая тога: кроме нее, они надевали туники с вышитыми пальмовыми ветвями, выдаваемые перед шествием из Капитолийского храма.

Подобно тому как мужчины носили вне дома тогу, римские женщины надевали поверх туники паллу, длинное платье, доходившее иногда до лодыжек и состоявшее обыкновенно из одного куска материи, размером выше человеческого роста.

При жертвоприношениях ею покрывали голову или обвивали ее около тела ниже плеч. Паллы или свободно спускались вниз, или прижимались к телу поясом. Палла складывалась вдоль вдвое. Одна ее половина закрывала грудь, другая спину, на плечах, при посредстве застежек, обе эти половины соединялись.

Одетая в паллу женщина имела вид, будто на ней две одежды: одна - длинная (до пят) и верхняя - короткая (до живота). Надевалась палла так: у прямоугольного куска ткани, который был в ширину выше роста человека, а в длину - более чем в два раза шире его плеч, отгибалась вдоль длинной стороны, сверху, широкая полоса наружу (ширина ее была приблизительно равна расстоянию от плеч человека до живота); эта полоса, когда палла была надета, и образовывала кажущуюся верхнюю одежду.

Затем весь кусок ткани вместе с отогнутой полосой складывался вокруг человека вдоль его роста вдвое так, что склад приходился на одном боку тела, и скреплялся пряжками на плечах по обеим сторонам шеи; на той стороне, где был склад, образовывалась как бы пройма для руки, а противоположная сторона тела была открыта.

Позднее паллу с этой стороны до талии стали сшивать, а внизу было видно голое бедро и нога. Встречались паллы и из двух отдельных кусков, переднего и заднего. Греческие женщины носили верхнюю часть паллы иногда отдельно (вместе с хитоном или, в позднейшие времена, с подобием юбки, завязанной под грудями); такая часть паллы называлась гемидиплоидон, если же она была двойной, то - анабол диплоидон.

Особого рода одежду, неверно называемую паллой, носили кифареды, когда выступали публично. Римские поэты одевали в эту одежду своих богов и богинь, предсказателей и героев. Это была, собственно, длинная туника со складками внизу и с рукавами.

Palla gallica(галльская) отличалась от римской и покроем, и величиной; она представляла тесный, короткий, не доходящий до колен хитон с рукавами, разрезанный спереди и сзади до бедер. Эта одежда называлась по-галльски каракалла. Император Антонин Бассиан, сын Септимия Севера, получил название Каракаллы за то, что при вступлении на престол раздавал народу подобное платье - длиной до лодыжек.

Уже при первых императорах мужчины перестали носить неудобные и сравнительно дорогие тоги, а женщины столы и паллы, и Август вынужден был приказать эдилам, чтобы они не допускали, по крайней мере, на форум (к судопроизводству и публичным делам) и в цирк (к играм) тех, кто одет был в лацерну, а не в тогу.

При императорском дворе, равно как и в театрах, в присутствии двора, тога оставалась до поздних времен (до 3 в.) форменным и единственно приличным платьем.

Наконец, тога служила одеждой клиентов, в которой они посещали и сопровождали своих патронов. При Тиберии сенатом назначен был штраф матронам, если они будут замечены на улице без столы.

Но начиная со времен Коммода тога и стола стали совсем выходить из употребления, и их место заняла так называемая далматика, т. е. длинная туника с широкими рукавами, употреблявшаяся как верхнее платье, и колобий, т. е. недлинная туника с короткими рукавами, употреблявшаяся как нижнее платье. Далматика делалась из белой шерсти и украшалась двумя пурпуровыми полосами.

Место греческой хламиды занимали у римлян следующие плащи: лацерна, сагум, полудаментум, пенула.

Лацерна (по всей вероятности, галльского происхождения) - это плащ из тонкой материи, иногда великолепно украшенной, имевший вид продолговатого четырехугольника; раскрытый спереди, он застегивался под подбородком и стягивался поясом.

Римляне стали носить его (сверху тоги или туники) начиная с конца Республики; во времена Императоров он сделался обыкновенным верхним платьем граждан и солдат. Часто этот плащ снабжался капюшоном, который или пришивался к нему, или пристегивался и мог надеваться на голову. Капюшон присоединялся также и к другом плащам, например к сагуму и пенуле.

Сагум (кельтского происхождения) - солдатский плащ, который был несколько короче лацерны и делался из более грубой материи. Палудаментум был сначала общесолдатской одеждой, а впоследствии его носили исключительно главные начальники армии; он делался из более тонкой материи белого или пурпурового цвета со многими складками.

Эти плащи застегивались на правом плече, как греческая хламида, с которой они имели много сходства. Кроме того, в дороге, а в случае ненастной погоды и в самом городе римляне носили плащ, известный под названием пенула, делавшийся или из грубой шерсти, или из кожи: его носили поверх тоги или туники.

Плащ этот, достигавший колен, был без рукавов и имел отверстие, через которое просовывалась голова; тот, кто его надевал, казался как бы оплетенным или окутанным. Иногда он был с одной стороны, снизу до половины тела, разрезан так, что концы его пол легко можно было набрасывать на плечо.

Древнеримский плащ из грубой ворсистой материи, в который, как Гомер в хлайну, одевали римские поэты героев, назывался лаэна. Древнего происхождения был также плащ, называвшийся трабеа. По нем шли, как кажется, пурпуровые полосы (трабес), и его носили когда-то цари, а впоследствии, при торжественных шествиях, всадники. Он служил одеянием авгурам, при исполнении ими обрядов, подобно тому как для главного жреца Юпитера — лена.

Во времена Империи за обедом употреблялась особого рода одежда, называвшаяся синфесис. Богачи имели целые гардеробы этой одежды различных цветов.

В заключение необходимо упомянуть еще о том, что те римские войска, которым приходилось воевать с северными народами под холодным небом, начали, впрочем только со времени императора Александра Севера, носить широкие брюки, употреблявшиеся до того времени только варварами и присылаемыми ими римлянам вспомогательными войсками.

Источник: Комиссаржевский Ф.П. История костюма

Просмотров: 26930


Наверх


Лидеры принимают мир таким, какой он есть, а не таким, каким им хотелось бы, чтобы он был.



Rambler's Top100

Уважаемые веб-мастера, при копировании материалов, пожалуйста, ставьте ссылку на Costumehistory.ru

Главная| Первобытный костюм| Древний Египет| Древний Восток| Древняя Греция| Древний Рим| Византия| Средневековье| Возрождение| Костюм 17 века| Костюм 18 века| Костюм 19 века| Костюм 20 века| Русский костюм| Костюмы народов мира| Театральный костюм

Costumehistory.ru. 2008-2014, Дмитрий Науменко, psychologovnet@yandex.ru  | Карта сайта