Материалов на сайте: 259

Головные уборы и причёски Древнего Рима

Обилие и густота волос позволяли римлянам обычно водить без головного убора и покрывать голову только тогда, когда, например, во время путешествия им приходилось продолжительное время оставаться под палящими лучами солнца или под дождем.

В этих случаях они надевали греческий пилос, или петас, или капюшон, но нередко они довольствовались тем, что набрасывали на голову — мужчины часть тоги, а женщины часть паллы или надевали митру, которая удерживала в порядке прическу.

С подобной целью употреблялась и вуаль — продолговатое покрывало, иногда прозрачное, часто окаймленное бахромой, которое прикреплялось на макушке и спускалось вниз то спереди, то сзади, служа скорее украшением головы, чем ее защитой.

Прическа римлянок первоначально была довольно скромной. В древние времена волосы римских женщин спускались сзади или просто, или в виде локонов, или же сплетались в кружок на макушке, или искусно связывались на затылке посредством повязок и скреплялись шпильками.

Во времена Империи римские женщины стали придавать прическе самые причудливые, чуть ли не каждую минуту меняющиеся формы, для чего употреблялись и чужие волосы. Прически превращались во все более пышные и сложные сооружения, для создания которых требовалась помощь нескольких рабынь. Прическу, кроме того, обильно украшали шпильками (иногда с фигурками), диадемами, жемчугом и камнями.

Для украшения служили также венки из цветов и растений, а также серьги, ожерелья, броши, браслеты, кольца, пояса. Украшениями застежек, поясов, оружия и сосудов из драгоценных металлов служили геммы — прекрасные резные камни, выпуклые или выдолбленные.

По своей ценности драгоценные камни распределялись следующим образом: алмаз, смарагд, берилл, опал и сардоникс. В изобилии употреблялись римлянами благовонные мази и масла. Под влиянием египтян римляне пристрастились к ароматическим ваннам и массажу.

Унаследовав от греков парфюмерное искусство, римляне довели его до совершенства. Благовониями окропляли жертвенники и алтари, ароматические смолы курились в храмах. Орошали духами знамена перед сражением и даже пороги жилищ, чтобы привлечь счастье и удачу.

В отличие от женщин римские мужчины мало заботились о своей прическе, и у них никогда не бывало таких роскошно завитых кудрей, как у греков. До конца III века до н.э. они носили длинные волосы и бороды. Только в 300 году впервые в Риме появились цирюльники, пришедшие из Сицилии.

С этого времени римляне стали подрезать свои волосы и брить бороды, причем по обычаю, заимствованному у греков, торжественно приносили в жертву богам первые волосы детей и волосы с первой бороды юношей. Во времена Империи мужчины носили даже парики.

У римлян часто упоминаются перчатки, служившие для защиты рук от дождя и холода. От солнечных лучей афинские и римские женщины защищались складными зонтиками, похожими на наши. В жару они обмахивались веерами, имеющими вид раскрашенных листьев или сделанными из павлиньих перьев. Лицо они утирали платком, который употребляли и мужчины, особенно со времени Аврелиана.

Еще раз подчеркнем, что на характер древнеримского костюма накладывала отпечаток строгая классовая дифференциация: с одной стороны, сложные и пышные одежды свободных граждан, а с другой — простые и грубые одежды бедняков и рабов.

Особенно усилилось классовое расслоение в период Римской империи. Одежда человека зависела от его положения в обществе и благосостояния, и ее ношение было строго регламентировано.

Во времена Александра Севера римские воины, которым приходилось воевать с северными народами в холодном климате, начали носить широкие брюки, бывшие в обиходе до того времени только у варваров и у присылаемых ими римлянам вспомогательных войск.

С III века н.э. драпирующаяся античная одежда постепенно вытесняется глухой накладной, которая скрывает естественные формы и пропорции фигуры. Изменения в костюме были обусловлены влиянием восточно-азиатских форм и распространением в Риме христианской религии, которая проникла в Рим в I веке н.э. поначалу как религия угнетенных, а потом завоевала также популярность в кругах знати.

Появляются длинные узкие туники, широкие далматики — одежда с широкими цельнокроенными рукавами, в развернутом виде напоминавшая крест, — накрывающие фигуру от шеи до ступней. Для этой одежды была характерна пестрота в орнаментации. Заметно было большое пристрастие к украшениям.

В III—IV веках н.э. меняется представление о красоте фигуры женщины. Развитые формы, подчеркнутые пропорции, выделяемые драпированной одеждой, заменяются плоскими статичными формами, которые создает закрытая одежда из тяжелых неэластичных тканей.

Источник: Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме

Просмотров: 11267


Комментарии к этому материалу:

Комментарий добавил(а) кира
Дата: 2009-12-08

супер текст! только надо картинок

Комментарий добавил(а) Дмитрий
Дата: 2009-12-08

Кира, картинок по данному материалу целых 5 штук

Комментарий добавил(а) шах
Дата: 2011-09-27

прикольный текст

Комментарий добавил(а) Анюта
Дата: 2016-03-29

красиво согласны

Добавить комментарий

Введите сумму чисел с картинки:

=  

Наверх


Рекомендация Питерса
Угадайте подряд три раза, и заработаете репутацию эксперта.



Rambler's Top100

Уважаемые веб-мастера, при копировании материалов, пожалуйста, ставьте ссылку на Costumehistory.ru

Главная| Первобытный костюм| Древний Египет| Древний Восток| Древняя Греция| Древний Рим| Византия| Средневековье| Возрождение| Костюм 17 века| Костюм 18 века| Костюм 19 века| Костюм 20 века| Русский костюм| Костюмы народов мира| Театральный костюм

Costumehistory.ru. 2008-2014, Дмитрий Науменко, psychologovnet@yandex.ru  | Карта сайта