Материалов на сайте: 259

Итальянская комедия Дель-Арте

Итальянский театр имеет свою собственную историю. Он не зависит от литературной драмы. Представление строилось на импровизированной комедии. Существуют три источника появления комедии Дель-Арте:
1) Старый фарс
2) Карнавал
3) Придворный театр.

Все маски разбиты на три группы:
1. Народные комические маски слуг или дзани. Слуги - душа спектакля: Арлекин, Бригелла, служанка Серветта. Они несут в себе оптимистический пафос.
2. Сатирические маски хозяев или стариков. Доктор - юрист из Болонии, Капитан - трус и транжира, старик Панталоне - Венецианский купец. Эти маски несут буфонный характер.
3. Влюблённые. Эти актёры не носят масок.

Отсутствие близкой народу драматургии заставило актёров перерабатывать литературные сюжеты в сценарии и по ходу действия самим сочинять текст своих ролей, сохраняя при этом основной конфликт ренессанской комедии - борьбу между старым укладом жизни и новыми молодыми силами. Но над всем торжествовала Любовь, - во имя радостей любви строились самые хитрые интриги, самые дерзкие розыгрыши, подмены и переодевания.

Каждый персонаж говорит на своём диалекте: Панталоне - на венецианском; Доктор - на болонском (первый юридический университете построен именно в Болонии); Капитан - на неополитанском; Слуги - на бергамском; Влюблённые - на тосканском: литературном языке Италии.

Маска в комедии Дель-Арте имела двойное значение: во-первых, она была сценическим аксессуаром, а во-вторых, маска выражала определённый социальный тип, с раз и навсегда установленными психологическими чертами, неизменным обликом и соответствующим диалектом. Выбрав однажды такую маску, актёр не расставался с нею уже в течение всей своей сценической жизни.

Каждая маска-персонаж имеет свой, присущий только ему костюм:

Бригелла и Арлекин имеют белые, подпоясанные под животом блузы и широкие белые штаны. У Бригеллы на блузе нашито что-то вроде галунов. Это плут и весельчак, воплощающий бодрость, ум и энергию народа, он вооружён ножом. Это ловкий малый, он нашёл место у богатых хозяев, пристроил и Арлекина.

У Арлекина на блузе и штанах нашиты пёстрые заплатки. Он вооружён деревянной шпагой. По характеру этот персонаж простодушный и незлобливый недотёпа и трус, поэтому на шапочке он носит заячий хвостик. При этом не лишён мужицкой хитрецы.

Служанка Серветта одета как крестьянка, но со временем преобретает более элегантный вид. Она разбитная и весёлая девица.

Влюблённые представляют то, что надо демонстрировать, а не скрывать. Они должны уметь танцевать, фехтовать и так далее. Персонажи носят современные вечерние костюмы. В этих образах сохранялась здоровая естественная мораль, свободная от сословных и имущественных предрассудков. Это единственные герои, которые вынуждены заучивать текст наизусть, ведь объясняться в любви лучше классическими стихами, чем своими словами. Остальные маски комедии Дель-Арте всегда импровизируют, не заучивая текста, а лишь следуя общей канве спектакля.

Капитан носит костюм полувоенного покроя в испанском стиле. У этого персонажа всё работает на внешний шик и показное богатство. На самом деле под таким камзолом нет даже нижнего белья. Капитан вооружён большой длинной шпагой, которой очень гордится. Он при каждом удобном случае хватается за неё, делает вид, что страшно покарает обидчика. Он бахвал и трус. На самом деле шпага просто приклеена к ножнам. И даже в углу, между гардой и ножнами, поселился небольшой паучок. В этом образе комедия Дель-Арте зло высмеивала ненавистных народу испанских захватчиков.

Панталоне носит красные штаны и куртку, а также белые чулки и чёрный плащ. Влюбчивый скупои и хворый, ходит с палочкой, но лихо семенит ножками и ухаживает за молодыми девушками, так как богат. Имеет домостроевские характер.

Доктор одет во всё чёрное. Носит широкополую шляпу и белое жабо. Блещет показным красноречием - заученными цитатами, которые вставляет невпопад, так как сам дурак от природы. Носит с собой томик со сводом законов. Надевает полумаску с красными щёчками.

Спектакли комедии Дель-Арте отличались зрелищностью и динамичностью. В постановках действовали законы: неприрывности действия, коллективности творчества и чувства партнёрства. Со сцены звучала едкая насмешка, произносились пылкие лирические дуэты и тут же сыпались шутки, врывалась буффонада, следовали одно за другим уморительные лацци (трюки). Внешнее оформление спектаклей было простым и портативным - улицы с домами, окна с балконами, всё нарисовано с учётом перспективы.

А профессия эта, оказывается была не из лёгких. Бродячие труппы подвергались гонениям со стороны властей и и были любимы простым народом. Поэтому актёры были вынуждены вести кочевой бродячий образ жизни. Нередко актёры в прологе так говорили со сцены:

"Пусть прищемит рак эту профессию и того, кто её выдумал... Я надеялся найти счастливую жизнь, но нашёл настоящую жизнь цыган не имеющих определённого, постоянного места. Сегодня сюда, завтра туда, когда сушью, когда морем, а что хуже всего - это вечная жизнь по постоялым дворам, где тратится хорошо, а живётся плохо... Но раз так уж мне было на роду написано, я желаю участвовать в самых лучших и самых уважаемых компаниях..."

Итальянские труппы колесили по всей Европе. Давали представления в Англии, Испании, Франции. Но, оторванные от Италии, они были неинтересны другой публике. И постепенно уходило искусство импровизации.

Источник:

Просмотров: 5274


Наверх


Закон свадебных затрат Тома
Продолжительность брака обратно пропорциональна расходам на свадьбу.



Rambler's Top100

Уважаемые веб-мастера, при копировании материалов, пожалуйста, ставьте ссылку на Costumehistory.ru

Главная| Первобытный костюм| Древний Египет| Древний Восток| Древняя Греция| Древний Рим| Византия| Средневековье| Возрождение| Костюм 17 века| Костюм 18 века| Костюм 19 века| Костюм 20 века| Русский костюм| Костюмы народов мира| Театральный костюм

Costumehistory.ru. 2008-2014, Дмитрий Науменко, psychologovnet@yandex.ru  | Карта сайта