Материалов на сайте: 259

Костюм Испании 17 века

Как уже говорилось, оплотом абсолютизма и XVII веке являлась также Испания, которая, однако, в это время переживала глубокий экономический и политический кризис. Изгнание части ремесленного населения — мавров — подорвало развитие ремесел и повлекло за собой упадок экономики. Бездарная политика испанских королей, неудачные войны, жестокая эксплуатация народа, очень сильное влияние католической церкви делали испанский абсолютизм особенно реакционным.

Но в области литературы и искусств конец XVI и весь XVII век явились для Испании поистине «золотыми». Лопе де Вега, Кальдерон, Тирсо де Молина и Сервантес в литературе; Мурильо Сурбаран и Веласкес в живописи - вот имена, которые дала Испания в XVII веке мировой культуре. Однако прогрессивные тенденции испанского искусства не отразились на характере моды, которая создавалась при дворе с его суровым этикетом и мрачным духом. Господство католической церкви по-прежнему накладывало свой отпечаток на характер испанского костюма.

Испанские моды начала XVII века непосредственно продолжали традиции костюма XVI века — неудобного, пышного, полностью скрывающего естественные формы тела. Только со второй половины XVII века в Испанию проникает влияние французской моды: женщины получают возможность снова носить длинные полосы, декольте. Но окончательно испанские моды сольются с общеевропейскими лишь после 1706 года, когда Испания перейдет под власть Бурбонов.

В первой половине XVII века мужчины носили поколенные пышные штаны, куртку типа колета, часто с висячими откидными рукавами и наплечными валиками, крахмальную фрезу. Верхней одеждой служил плащ. Волосы по-прежнему коротко стригли. Парики, завезенные из Франции, не были приняты, носили их лишь немногие щеголи. На ноги надевали трико, туфли или сапоги, причем особенной славой пользовались испанские сапоги из белой кожи, узкие и очень высокие, заходившие за колено. Туфли, часто бархатные, украшались серебряными или золотыми пряжками.

Женский костюм еще больше был связан с традициями костюма XVI века. В моде были те же жесткие юбки на каркасе, закрытые, нераспашные платья. Юбки доходили до пола, так как по-прежнему строжайше запрещалось показывать из-под юбки даже кончик обуви. Лиф платья был узким, стягивал естественные формы тела и дополнялся глухим воротником. В мужских костюмах, как и прежде, преобладали темные цвета, в женской одежде цвета стали ярче.

К середине века форма мужского костюма немного упростилась, а некоторые модники начали носить французский «мушкетерский» костюм. Исчезла фреза, в моду вошел небольшой отложной воротник.

Колет удлинился и стал более свободным. Рукава колета — обычно откидные. У плеч над рукавами пришивались валики, зрительно расширявшие линию плеч. Рукава сравнительно широкие, длинные, с манжетами, иногда по-прежнему украшенные прорезями. На ногах носили трико и мягкие, сравнительно узкие панталоны, завязанные мод коленом бантом. Верхней одеждой служил плащ, в это время сильно удлинившийся.

Волосы у мужчин были слегка удлиненными, но спускались не ниже середины щек.

Костюм обязательно дополнялся перчатками, которые обычно держали в руках или надевали лишь одну перчатку, на левую руку.

Шляпы чаще всего носили круглые, украшенные перьями.

Несмотря на пристрастие к черному цвету, костюмы дворянства были чрезвычайно эффектными, так как в одном костюме сочетались черные ткани разных фактур: бархат, шелк, шерсть. В те годы, когда в Испании существовал запрет на украшение отделаны кружевами, костюм отделывали дорогими золотыми вышивками.

Костюм знатных женщин был по-прежнему очень громоздким и неудобным. Юбка нарядного платья натягивалась на каркас, необычайно расширенный в боках, так что женщина могла коснуться края юбки только вытянутой рукой.

Верхняя часть платья была сильно стянута в талии и скрывала формы тела при помощи ватных подкладок. Сверх корсета иногда надевали жакет с баской, туго затянутый в талии. Рукава его могли быть различными, но всегда были узкими у плеч. Обычно рукав верхнего платья разрезали ниже плеча и откидывали, а в его разрез просматривался рукав нижнего платья.

Декольте всегда закрывали, так как носить открытые платья и длинные волосы знатным дамам в это время не позволял этикет. Подол юбки и края баски часто отделывали вышитыми полосами дорогой ткани. Платья носили различных оттенков красного, зеленого, оливкового тонов, а также серого и черного цвета.

Парадная прическа была низкой и широкой: по форме она как бы соперничала с силуэтом юбки. Волосы украшали цветами, лентами.

Женский костюм дополнялся великолепно отделанным носовым платком, который держали в руках, обычно между указательным и средним пальцами. Выходя на улицу, знатные дамы накидывали на голову и плечи легкую, иногда кружевную накидку-мантилью.

Дополнением к костюму служили чётки (часто драгоценные), при помощи которых отсчитывали число прочитанных молитв. Как и в XVI веке, костюм дополнялся веером, без которого не могла обойтись ни одна испанка.

Существовала целая система движений веера, составлявшая разговор на веерах. В этом сдержанном и выразительном «разговоре» выявлялся национальный характер испанок, в котором, по словам немецкого историка К. Юсти, сочетались «страстность и холодность, светскость и набожность, искренность и скрытность».

Простые женщины носили юбку яркого цвета, кофту-рубашку, рукава которой засучивали до локтя, и цветной корсаж на шнуровке. Прическа была простой: волосы носили длинные, расчесывали их на пробор, а косу укладывали на затылке «корзиночкой». Женщины из парода тоже носили мантилью, которая, как и веер, являлась обязательным дополнением костюма.

Источник: Киреева Е. В. История костюма

Просмотров: 19780


Наверх


Лидер всегда находит способ сделать так, чтобы нужные вещи случились.



Rambler's Top100

Уважаемые веб-мастера, при копировании материалов, пожалуйста, ставьте ссылку на Costumehistory.ru

Главная| Первобытный костюм| Древний Египет| Древний Восток| Древняя Греция| Древний Рим| Византия| Средневековье| Возрождение| Костюм 17 века| Костюм 18 века| Костюм 19 века| Костюм 20 века| Русский костюм| Костюмы народов мира| Театральный костюм

Costumehistory.ru. 2008-2014, Дмитрий Науменко, psychologovnet@yandex.ru  | Карта сайта