Материалов на сайте: 259

Женский костюм во Франции во второй половине 17 века

Женский костюм не менее, чем мужской, подвергся изменениям уже к середине XVII века. Изменение его произошло в сторону большей пышности отделки, яркости цвета и утрировки форм. В деталях он менялся чаще, чем мужской, так как в большинстве случаев создавался при королевском дворе под влиянием вкусов многочисленных фавориток Людовика XIV. Однако эти изменения не нарушали общего характера костюма стиля барокко.

В середине века, в 50—60-е годы, для женского костюма были характерны еще сравнительно естественные формы и мягкие линии, напоминающие формы одежды прошедшего периода. Однако уже к 70-м годам женский костюм становится более вычурным и экстравагантным. Женская мода пытается соединить строгость, диктуемую этикетом, с подчеркиванием форм тела.

Силуэт женского костюма сильно изменился: талия стала тоньше и длиннее, юбка приобрела шлейф, рукава, украшенные оборками, сильно сузились. Корсеты, сделанные из китового уса, туго шнуровались. Лиф платья кроился по форме корсета, туго стягивался и спереди, чуть ниже талии, оканчивался мысом.

Форма выреза менялась. Сначала он имел форму овала, обшитого широким кружевом, затем стал более горизонтальным, приоткрывал плечи, а к концу XVII столетия, под влиянием последней фаворитки короля маркизы Ментенон, приобрел вид неглубокого и неширокого квадрата. Именно в этот период на долгие годы из женского костюма исчез воротник. Вместо него ворот лифа начали обшивать кружевом или оборкой.

До 80-х годов лиф украшали чрезвычайно пышно. Кроме кружев, любимой отделкой были банты, которые пришивались по всей длине лифа от выреза до талии, образуя так называемую «лестницу» (банты сверху вниз уменьшались). Рукава стали делать уже и короче, они доходили только до локтя, где обшивались широкими кружевными оборками. У плеча рукава были всегда узкими.

В эти годы женщины, как и в прошлые времена, носили одновременно два платья. Верхнее платье робу во времена барокко шили со шлейфом, длина которого, как и в позднем средневековье, была регламентирована. (По предписанию 1710 года шлейф королевы имел длину 11 локтей, принцесс - 5 локтей, герцогинь — 3 локтя и т. д.) Если учесть, что все одежды, и особенно роба, изготовлялись из плотных, шитых золотом и серебром тканей, то можно представить, какой она была тяжелой и какой плавной должна была быть походка женщин.

Юбку робы всегда делали распашной и часто подбирали с боков, заворачивали в виде валиков. Сзади юбка спадала в виде длинного шлейфа. К лифу платья юбка прикреплялась при помощи шнурков или бус. Через разрез ее (модесту) была видна нижняя юбка (фрепон), сшитая из ткани иного цвета, чем роба, но не менее дорогой. Эта юбка отделывалась воланчиками или кружевами, часто черными, которые в это время вошли в моду.

Прическа в течение второй половины XVII века менялась бессчетное число раз. Из всех кратковременных мод можно выделить следующие типы причесок:

1.В 60-х годах прическа еще сохраняла некоторую естественность. Волосы расчесывали на прямой пробор и пышно взбивали над висками, скрепляя сзади на шее, а завитые концы волос спускали в виде двух длинных локонов на плечи.

2.С 70-х годов женская прическа стала напоминать по форме мужской парик. Локоны были уложены рядами так высоко, что иногда возвышались над лбом на 50-60 см.

3.Последняя фаворитка короля маркиза Ментенон и соответственно придворные дамы этого времени носили гладкую прическу с узлом, сколотым на затылке, так называемый «узел смирения».

4.С 90-х годов в моду вошла прическа фонтанж (по имени известной придворной красавицы). Фонтанж состоял из комбинации локонов, уложенных на голове рядами и для твердости смазанных белком, и выгнутого в различные фантастические формы проволочного каркаса, украшенного сложенным в складки газом, кружевом, цветами и лентами.

В случае необходимости прическа дополнялась искусственными волосами. В зависимости от цвета и деталей отделки различали более ста видов фонтанжа, Каждая часть его имела свое название, часто весьма эксцентричное «кошка», «мышь», «спаржа» и т. д.

Обувью женщин служили туфли на высоком, выгнутом «французском» каблуке, с очень узким, заостренным носком. Такие туфли требовали осторожной походки, маленьких шажков. Обувь обычно изготовляли из дорогих тканей — бархата и парчи, так как большую часть жизни знатные дамы проводили в помещении. Поездки они совершали в каретах, либо их переносили в портшезах.

Верхних одежд типа нашего пальто не существовало: сами платья довольно надежно защищали от холода. Часто нижнее зимнее платье подбивалось изнутри мехом. В непогоду накидывали на плечи покрывало или меховой палантин. Руки защищали длинными, до локтя, перчатками и бархатными муфтами на меху.

Дополнением к костюму служила длинная трость, на которую дамы опирались во время прогулок, и зонтик, впервые появившийся в это время. Первоначально он служил лишь защитой от солнца.

Косметику применяли сверх всякой меры, причем особенной популярностью пользовались черные мушки, которые дамы наклеивали на лицо, шею, грудь. Мушки из черной шелковой ткани обычно представляли собой или небольшой кружочек, или какую-либо фигурку, часто очень замысловатую (например, могли иметь форму кареты, запряженной лошадьми). Каждая мушка имела определенное значение. Так, мушка над губой обозначала кокетство, на лбу — величественность, в углу глаза — страстность и т. д.

Веер был такой же необходимой принадлежностью туалета, как и ювелирные украшения — ожерелья, кольца и пр.

Домашняя одежда в это время стала совершенно необходимой, так как хотя бы временно избавляла женщин от тяжелых выходных платьев. Вместо робы дома надевали отделанную оборками широкую распашную одежду, а голову покрывали украшенным кружевом чепчиком, Часто этот туалет дополнялся передником из дорогой ткани, игравшим в костюме аристократок чисто декоративную роль.

В этот период появляются женские костюмы для верховой езды, состоящие из длинной юбки, кафтана (типа короткого жюстокора) и небольшой треуголки.

Женский костюм буржуазного сословия в XVII веке не был одинаков. В среде третьего сословия существовало сильное расслоение, поэтому богатая буржуазия в модах пыталась подражать дворянству, а мелкая буржуазия по костюму стояла ближе к народу. Но общий характер одежды буржуазной женщины был близок к модному направлению: мягкие юбки, узкий лиф, наколки на голове.

Источник: Киреева Е. В. История костюма

Просмотров: 10955


Наверх


Правило Уоррена
В эксперты надо взять того, кто считает, что работа займет очень много времени и обойдется очень дорого.



Rambler's Top100

Уважаемые веб-мастера, при копировании материалов, пожалуйста, ставьте ссылку на Costumehistory.ru

Главная| Первобытный костюм| Древний Египет| Древний Восток| Древняя Греция| Древний Рим| Византия| Средневековье| Возрождение| Костюм 17 века| Костюм 18 века| Костюм 19 века| Костюм 20 века| Русский костюм| Костюмы народов мира| Театральный костюм

Costumehistory.ru. 2008-2014, Дмитрий Науменко, psychologovnet@yandex.ru  | Карта сайта