Материалов на сайте: 259

Вторая половина 17 века. Общее описание

К середине XVII века в большинстве стран Европы абсолютизм достигает своего наивысшего расцвета и приобретает деспотический характер. Неограниченная власть в стране принадлежала королю Людовику XIV, который, определяя характер своего царствования, мог сказать: «Государство — это я».

Жизнь двора складывалась из постоянных празднеств и представляла собой как бы бесконечно длящийся спектакль, главным действующим лицом которого был король. Вся жизнь при дворе была регламентирована и подчинена строгому этикету. Примером этому служила жизнь самого короля. Утренний туалет, завтрак, обед, ужин — все это представляло собой сложные церемонии. Церемониал превращал ничтожные действия в акт первостепенной государственной важности.

Политика меркантилизма, введенная министром Кольбером, ограничивающая ввоз чужеземных товаров, способствовала расцвету ремесел и созданию различных мануфактур. В первую очередь Франция производит предметы обстановки и роскоши. Уже в 1667 году была основана Кольбером «Королевская небедная мануфактура», а также мануфактура, изготовлявшая стенные ковры — гобелены.

Франция, достигшая небывалого экономического подъема, приобрела большое политическое влияние на другие страны Европы. Французский язык становится международным языком.

Франция экспортирует не только модные фасоны, но и предметы художественного ремесла, обслуживающие моду. Вывозились кружева, шелковые чулки, бижутерия, перчатки. Франция на многие десятилетия стала гегемоном в изготовлении предметов роскоши, диктатором мод.

Пока модных журналов не было, моды рекламировались весьма наглядным способом: со второй половины века ежемесячно посылались в ряд европейских стран (Англию, Германию, Италию, Россию) по две восковые куклы, одетые по последней моде — «Большая Пандора», рекламирующая придворные платья, и «Маленькая Пандора», рекламирующая «неглиже». Даже во время войны не приостанавливалась пересылка кукол через границу.

Стали появляться и отдельные гравюры, посвященные модам.

К XVII веку в искусстве складывается стиль барокко наиболее полно выражавший вкусы аристократии этого времени. Это был стиль чрезвычайно парадный, декоративный, чопорный. Дворец барокко представлял собой как бы низведенный на землю Олимп. В интерьерах господствовали яркие, мажорные цвета, позолота. Расписные потолки, светлые блестящие полы, в которых отражались хрустальные люстры, стены, отделанные мрамором или затянутые гобеленами, огромное количество лепных украшений — все создавав до впечатление необычайной пышности.

Мебель тяжеловесной формы была богато декорирована. Ее изготовляли главным образом из черного дерева и украшали сложной инкрустацией из пластин черепахового панциря, а иногда из перламутра и золота. Впечатление парадности интерьера, блеска, фееричности дополнялось огромным количеством изделий из серебра, мерцающего при свете свечей. Иногда даже мебель целиком изготовлялась из серебра.

Костюм эпохи, барокко был всецело подчинен этикету двора и отличался пышностью, чопорностью и огромным количеством украшений. Пышные костюмы этого времени гармонировали с яркими, красочными интерьерами барокко. Во второй половине XVII века во Франции начинает складываться, также стиль классицизма, черпающий свое эстетическое кредо из рационалистической философии и опирающийся на памятники античного искусства.

Основными принципами раннего классицизма являлись рассудочность, любовь к симметрии, строгость форм и монументальность. Классицизм достиг блестящего расцвета в памятниках архитектуры, живописи, однако почти не нашел отражения в формах костюма.

Стремление к пышности, к прославлению короля и двора проявилось и в создании королевского дворцового комплекса Версаля, построенного в 1680-х годах. Все залы дворца располагались друг ни другом, образуя эффектную анфиладу для балов и приемов.

При Версальском дворце был разбит знаменитый парк, положившим начало типу «французского» парка. Идеи рационализма нашли иное выражение в строгой симметричности его планировки. Строгая симметрия соблюдалась в расположении дорожек, площадок, партером золеной травы и зеркальных бассейнов. Высокие кустарники и деревья, обрамляющие аллеи и площади, были выстрижены в виде геометрических фигур — шаров, пирамид.

В глубине кустарников помещали скамейки для отдыха или мраморные статуи, изображавшие интимных богов и героев. Белый мрамор эффектно выделялся на фоне полепи. Многие аристократы и даже богатые буржуа создавали возле своих особняков сады, подобные Версальскому. Именно в таких парких могли происходить события, изображенные в пьесах драматургов того времени.

Новый взгляд на человеческую красоту складывается уже в ранний период развития стиля барокко. Согласно новым эстетическим представлениям красота заключается в монументальности и величин, богатство и красочности одежд, причем сам человек отступает на задний план, теряясь на фоне пышных и чопорных одежд.

Источник: Киреева Е. В. История костюма

Просмотров: 6498


Наверх


Чем дольше вы будете раздумывать над своими несчастьями, тем большую власть они обретут над вами.



Rambler's Top100

Уважаемые веб-мастера, при копировании материалов, пожалуйста, ставьте ссылку на Costumehistory.ru

Главная| Первобытный костюм| Древний Египет| Древний Восток| Древняя Греция| Древний Рим| Византия| Средневековье| Возрождение| Костюм 17 века| Костюм 18 века| Костюм 19 века| Костюм 20 века| Русский костюм| Костюмы народов мира| Театральный костюм

Costumehistory.ru. 2008-2014, Дмитрий Науменко, psychologovnet@yandex.ru  | Карта сайта