Материалов на сайте: 259

Костюм первой половины 18 века. Общее описание

XVIII век — последний этап феодализма и период перехода от феодальной формации к капиталистической, эпоха подготовки буржуазных революций, классическим образцом которых явилась французская буржуазная революция 1789 года.

В это время складываются основы культуры буржуазного общества, нашедшие выражение в идеологии просветителей — Дидро, Вольтера, Руссо, утверждавших идеи буржуазных демократических свобод, ценности человеческой личности независимо от ее социального положения.

Безусловно, каждая страна имела свой индивидуальный путь развития, определенный различием исторических условий и национальным своеобразием. Однако в XVIII веке уже создается представление о единстве человеческой культуры, связанное с расширением круга образованных людей, появлением национальной интеллигентности.

Образуются более тесные культурные связи между странами. «Классической» страной XVIII века стала Франция с ее высоким уровнем экономического развития и просветительством, подготовившим буржуазную революцию.

Французская революция окончательно свергла господство феодального строя и утвердила начало капиталистического, несшего с собой более прогрессивные идеи, чем эпоха феодализма.

Французское искусство этого времени является эталоном художественной жизни для большинства европейских стран. Французский язык остается языком международного общения, французские моды продолжают иметь общеевропейский характер, еще сильнее влияя на моды других стран.

Вместе с тем в XVIII веке быстро растет экономическая мощь Англии. Становясь передовой промышленной державой, она начинает оказывать и культурное воздействие на континент. Особенно усиливается это воздействие к последней четверти XVIII века.

В развитии эстетических принципов XVIII века существует ряд этапов. Художественное направление первой половины столетия представляет собой последний этап развития аристократической культуры, нашедшей выражение в стиле рококо, который как бы завершил развитие стиля барокко. Но если стиль барокко отражал вкусы аристократии периода расцвета абсолютизма, когда дворянство имело неограниченную власть и экономическое могущество, то рококо отражал вкусы аристократии времен заката абсолютизма.

Желая укрыться от реальности жизни, аристократия замыкается и свой уютный, интимный мирок, проводя жизнь в бесчисленных празднествах, балах, маскарадах, охотах и пикниках. Во главе Франции стоит никчемный король Людовик XV, окруженный фаворитками, самая известная из которых — маркиза Помпадур — произнесла знаменитую фразу, образно характеризующую мироощущение аристократии: «После нас — хоть потоп!» - в этих словах выразилась неуверенность аристократии в завтрашнем дне.

Рококо — декоративный стиль, носящий черты хрупкости, утонченности, некоторой манерности и чувственности. Это как бы барокко, взятое в одну десятую силы. В интерьерах рококо есть и цвет, и позолота, но ощущение от этого стиля совсем иное, чем от барокко. Изящная декоративность, хрупкость, интимность, утрировка изогнутых плавных линий — вот что определяет этот стиль. Рококо не терпит прямых линий ни в интерьере, ни в мебели.

Цвета в интерьерах преобладают пастельные — голубые, розовые, белые, серые, фиолетовые, а позолота — легкая, светлая. Интерьер этого хрупкого стиля дополнялся предметами из фарфора, изобретенного в Европе в начале XVIII века,— люстрами, вазами, статуэтками. Стены затягивали шелком или покрывали росписями, заключенными в овальные лепные рамы. Большую роль в интерьере играли зеркала.

Мебель рококо, изящная, легкая, рассчитана на изысканные, манерные позы. По своей мягкой пластике она кажется как бы вылепленной из воска. Конструкция ее не всегда целесообразна и обычно маскируется лепными украшениями. В эти годы впервые создаются небольшие гарнитуры: кресла, диванчики, консоли, столики, комоды, угловые шкафы, кровати под балдахином и т. д. Для мебели использовали дерево экзотических пород: палисандр, розовое, ореховое. Часто поверхность ее окрашивалась в светлые цвета — белый, розовый, голубой — и покрывалась левкасом. Однако модной была также мебель с инкрустацией маркетри (т. е. мозаикой из металла, перламутра и других материалов). Диваны и кресла обивались светлыми гобеленами.

Легким линиям интерьера и мебели соответствовал характер костюмов. Восемнадцатое столетие — последний период господства аристократических мод, окончившийся с падением абсолютизма в период французской буржуазной революции 1789 года. Моды этого времени создавались при дворе и отражали эстетические взгляды аристократии.

В центре внимания был интимный мир и чувственные переживания человека. В салонах господствовали женщины. Желание нравиться преобладало надо всем и вызвало к жизни одежду, подчеркивающую формы тела. Все хотели быть молодыми. Чтобы скрыть возраст, волосы покрывали слоем пудры, скрывающей седину, щеки румянили.

Изящество силуэта, хрупкость и утонченность были идеалом. Движение, походку вырабатывали с учителями «хороших манер» и даже, сидя за столом, вставляли ноги в специальные колодки: приучали их к третьей позиции. «Хороший тон» являлся последней преградой, при помощи которой аристократия отгораживалась от буржуазии. Недаром XVIII век называли «галантным веком», веком пудры, кружев и менуэта.

Костюм имел такой силуэт: узкие плечи, чрезвычайно тонкая талия, округлая линия бедер, маленькая прическа. Все это придавало фигуре изящество и легкость. Женственным был даже силуэт мужского костюма.

Вот как описывает современник новый тип мужской красоты: «Мужчина теперь более чем когда-либо похож на женщину, он носит длинные завитые волосы, посыпанные пудрой и надушенные духами, пряжки на башмаках и коленях заменены для удобства шелковыми бантами. Шпага надевается как можно реже. На руки надевают перчатки, зубы не только чистят, но и белят, лицо румянят. Не желая ни в чем отставать от женщин, он употребляет тонкое полотно и кружева, обвешивает себя часами, надевает на пальцы перстни, а карманы наполняет безделушками».

Костюмы аристократии сверкали золотом и драгоценностями. Официальная одежда, служебная, салонная и другие костюмы были одинаково великолепны. Даже вместо пуговиц носили драгоценные камни. Парадные платья, даже самые дорогие, надевали лишь по одному разу.

Костюмы шили из бархата, тяжелого шелка, парчи, полотна и кружев, а в буржуазной среде — из различных шерстяных тканей.

Источник: Киреева Е. В. История костюма

Просмотров: 7051


Наверх


Парадокс жизни Джона Свифта
Собственно говоря, лишь очень немногие живут сегодняшним днем. Большинство готовится жить позднее.



Rambler's Top100

Уважаемые веб-мастера, при копировании материалов, пожалуйста, ставьте ссылку на Costumehistory.ru

Главная| Первобытный костюм| Древний Египет| Древний Восток| Древняя Греция| Древний Рим| Византия| Средневековье| Возрождение| Костюм 17 века| Костюм 18 века| Костюм 19 века| Костюм 20 века| Русский костюм| Костюмы народов мира| Театральный костюм

Costumehistory.ru. 2008-2014, Дмитрий Науменко, psychologovnet@yandex.ru  | Карта сайта