Материалов на сайте: 259

Воронежский жарёлок

Воронеж, построенный во второй половине XVI века на высоком обрывистом берегу одноименной реки, неподалеку от ее впадения в Дон, был одним из многочисленных укреплений на южной сторожевой черте Русского государства. Город-крепость, который господствовал над всей местностью, часто отражал набеги крымских татар и Ногайской орды. В 1696 году, когда Петр I готовился к борьбе за выход к Азовскому и Черному морям, в Воронеже создавался первый большой флот России — Азовская флотилия. Со временем, когда опасности войны миновали, Воронеж превратился в типичный провинциальный город, мирно раскинувшийся на пологих холмах.

Черноземная Воронежская губерния славилась торговлей хлебом, скотом, салом, шерстью, рыбой, да еще местными породами лошадей: орловскими рысаками и тяжелоупряжными битюгами.

Начиная с XVII века на эти земли переселялось много украинцев, а также однодворцев из внутренних областей России. Поэтому при всей схожести с другими южнорусскими городами здесь существовали самобытные художественные явления, характерные только для этих мест. Особенно ярко это своеобразие отразилось в народной праздничной одежде.

По большим церковным праздникам, на гулянья и на свадьбу молодые женщины и девушки надевали рубахи, которые назывались годовщинными. Их можно было встретить в Воронежской губернии еще в начале XX века. Вышивка черными шерстяными нитями украшала рукава и верхнюю часть рубахи, иногда их расшивали золотыми нитями и блестками, отделывали кружевом. Эти рубахи прекрасно дополнял головной убор из малинового или лилового бархата, обшитый галунами, золотыми бусинками и блестками. Получалось великолепное сочетание черного, лилового и белого цветов с золотом. Годовщинные рубахи надевали с праздничной, расшитой красной гарусной шерстью поневой.

Еще одной особенностью костюма этой губернии были накладной воротник-жарёлок и длинные манжеты-нарушники, полностью закрывающие руки, а также однодворческий кокошник, который в отличие от северных кокошников надевался на кичку. Нарушники надевали только в особо торжественных случаях, их пришивали к рукавам рубахи или делали съемными, тогда они застегивались около запястья на пуговки или крючки. Нарушники украшали лентами, блестками, кружевом, бисером и пуговками. Жарёлок служил дополнением к праздничной рубахе (на рисунке виден край ее воротника с красной отделкой). Изготовленный на твердой основе, он напоминает жесткие кружевные воротники испанских дам. Воротник воронежской крестьянки украшен серебряным позументом и зелеными лентами и обшит по краю травянисто-зеленым присборенным кружевом. С зеленым цветом воротника перекликаются зеленые цветы, вышитые на налобнике—узкой полоске ткани, повязанной вокруг головы, — и серебристо-зеленая лента, нашитая на подол юбки.

Все цвета в костюме уравновешивают и подчеркивают друг друга. Широкая полоса ткани, прикрепленная в виде банта к кокошнику сзади, ткань на манжетах и полосках, украшающих рубаху, — красные. Присборенной лентой малинового цвета обшиты концы пояса, такого же цвета отделка жилетки, на налобнике рядом с зелеными цветами вышиты малиновые. Старым золотом мягко светится позумент кокошника и парча, нашитая на широкие концы пояса. Особенно хороша полосатая юбка, расшитая гладью гарусными зелеными, оранжевыми, красными, бордовыми и желтыми нитями. В ней как бы собраны все цвета, присутствующие в костюме. Сильным контрастным пятном смотрится жилетка из черного плиса (бумажного бархата), расшитая желтым, белым и малиновым шелками.

Примером умения декорировать одежду может служить и такой, казалось бы, будничный предмет, как передник—запон, занавеска или завеска. Их носили крестьянки всех центральных и южных губерний России: Тульской, Рязанской, Орловской, Тамбовской и Воронежской. Он не только защищал одежду, но и закрывал не украшенную часть костюма, создавая цельный цветовой ансамбль. В костюме девочек и девушек он был единственным дополнением к рубахе. Такой белый холщовый передник надет на девушке. Он красиво оттеняет красную праздничную рубаху и хорошо гармонирует с белыми шариками-пушками. Рисунок орнамента нагрудного украшения из бисера — хрестовки — перекликается с орнаментом, украшающим низ передника.

Дополнительный штрих в праздничный наряд девушки вносит расшитая золотом тонкая полоска головного убора. Все части этого костюма прекрасно дополняют и уравновешивают друг друга.

Если в архитектуре ансамбль — это выверенное и гармоничное сочетание как в деталях, так и в целом всех зданий, входящих в него, то в полной мере то же самое можно сказать и о традиционном русском костюме, который, несмотря на обилие деталей и цвета, неизменно сохраняет цельность облика и сбалансированность цветового решения.

Источник: Андреева А. Ю. Русский народный костюм

Просмотров: 7821


Наверх


То, каков ты есть, диктует, что ты видишь.



Rambler's Top100

Уважаемые веб-мастера, при копировании материалов, пожалуйста, ставьте ссылку на Costumehistory.ru

Главная| Первобытный костюм| Древний Египет| Древний Восток| Древняя Греция| Древний Рим| Византия| Средневековье| Возрождение| Костюм 17 века| Костюм 18 века| Костюм 19 века| Костюм 20 века| Русский костюм| Костюмы народов мира| Театральный костюм

Costumehistory.ru. 2008-2014, Дмитрий Науменко, psychologovnet@yandex.ru  | Карта сайта