Материалов на сайте: 259

Сказки Ивана Билибина

История русского костюма была бы неполной без рассказа о том, как его изображали художники конца XIX — начала XX столетия. Это время, когда были созданы прекрасные произведения во всех областях русского искусства, назвали серебряным веком. Тогда же в обществе появился интерес к работам народных мастеров и к старому искусству допетровской Руси. Это увлечение проявилось в архитектуре, живописи, книжной графике, театре и декоративно-прикладном искусстве.

К концу XIX века в России появилось целое направление, которое так и называли — «неорусский стиль». Этот стиль основывался на изучении подлинного творчества народа, его сказок, былин и песен, бытового уклада и обычаев. Особенно ярко русский стиль проявился в декоративно-прикладном искусстве. В старинном имении Абрамцево под Москвой, принадлежавшем богатому промышленнику и меценату С. И. Мамонтову, были созданы художественные мастерские, в которых получили развитие традиции русского народного творчества.

В своих работах художники не копировали старые образцы, а на их основе стремились создать новое самобытное искусство. В этом им помогала прекрасная коллекция вышивок, прялок и других произведений народных мастеров, собранная в Абрамцеве. Появились изделия в русском стиле из керамики и стекла, дерева и эмали. Мебель, обитая тисненной кожей и парчой, резные буфеты, стулья и столы, ковши, подсвечники и серебряные ларцы, выполненные в 80-е годы XIX столетия, говорят о прекрасном мастерстве и таланте людей, создавших их. По проекту художников В.М.Васнецова и В.Д.Поленова в парке Абрамцева возвели маленькую церковь, более похожую на скульптуру, чем на здание. За образец художники взяли старинные новгородские и псковские храмы.

В это же время в своем имении Талашкино, неподалеку от Смоленска, организовала художественные мастерские княгиня М. К.Тенишева, известная как общественный деятель, пропагандировавший русское народное искусство. Кроме того, она была щедрым меценатом, коллекционером, увлекалась изготовлением художественных эмалей. В Талашкинских мастерских, где возрождались кустарные промыслы, работали такие прославленные мастера, как С.В.Малютин, М.А.Врубель, Н. К. Рерих и другие художники.

Не менее, чем декоративно-прикладное искусство, интересовал тогдашнее общество и традиционный народный костюм. Осенью 1902 года в Таврическом дворце в Петербурге открылась Первая международная выставка исторического костюма. Россия на этой выставке была представлена Архангельской, Олонецкой, Вологодской, Петербургской, Новгородской и Московской губерниями. Особенно были хороши образцы одежды Русского Севера, коллекция одной только Олонецкой губернии насчитывала 30 экспонатов. Красота старинной русской одежды, ее поэтичность и величавость покорили взыскательное высшее общество, и зимой 1903 года в Петербурге прошли три «исторических» бала, на которых гости, в том числе и царская семья, были наряжены в одежды времен царя Алексея Михайловича.

Возможно, эту знаменитую выставку в Таврическом дворце посетил и художник Иван Яковлевич Билибин, основной темой творчества которого была русская старина. Он был не только прекрасным графиком, но еще и этнографом, имел широкие познания в области истории и археологии, хорошо знал русский традиционный костюм. В 1902 году по заданию этнографического отдела Русского музея он отправился в экспедицию в Вологодскую губернию для сбора произведений народного искусства.

Позже Билибин объехал Архангельскую, Олонецкую и Новгородскую губернии, где собирал вышивки, набойки, прялки, кружева, домашнюю утварь, коробья и ларцы, делал фотографии деревянных церквей Севера. Его коллекции положили начало созданию Российского этнографического музея. Приобретенные знания помогли художнику максимально точно, почти документально изображать в своих работах каждую деталь народного быта, будь это орнамент, покрой одежды или рисунок наличника. При этом для него было важно не слепо, механически следовать первоисточнику, а сохранить сам дух времени.

Над книжными иллюстрациями Билибин работал скрупулезно, изучив предварительно весь необходимый исторический материал. Рисуя тонкой колонковой кисточкой, больше похожей на иглу, он за один день делал не более 5 квадратных сантиметров рисунка (размер почтовой марки). Билибинские акварели до предела насыщены орнаментом, напоминающим русскую народную вышивку.

Точностью линий, тщательностью отделки и тонкостью цветовых сочетаний они напоминают драгоценные ювелирные изделия, такие как оклады старинных икон или книг. Но как и в любимом художником искусстве XVII века, в его работах «высокое» прекрасно сочетается с приемами старых мастеров народной гравюры. Неслучайно Билибин называл свои акварели «облагороженным лубком».

Для Билибина самым любимым историческим временем был XVII век Московской Руси — последние годы допетровской эпохи, когда по своей праздничности и декоративности официальное высокое искусство было наиболее близко народному творчеству. В это время в Москве и ее окрестностях строили храмы, царские палаты и боярские терема из красного кирпича. Их украшали пышные карнизы и богатые наличники, тонкие резные колонки, увитые виноградными лозами из белого, как сахар, резного камня. И чтобы сделать эти строения еще сказочнее, крыши раскрашивали «в шахмат», словно многоклеточную шахматную доску, а гладкие стены расписывали «под руст», имитируя кладку камнями с граненой поверхностью.

Билибин был вдохновенным певцом XVII века. В его акварелях, которыми проиллюстрированы русские сказки и былины, древние деревянные церкви и нарядные каменные палаты, дремучие леса, резные горницы и луга с полевыми цветами образуют свой неповторимо праздничный и таинственный мир. В этих сказках с новых, необычных сторон открывается жизнь народа, его представления о добре и зле, они полны воспоминаний о древних поверьях и магических обрядах. В них живут царь и бояре, Баба-Яга и Кощей Бессмертный, царевич, царевна и красные девицы. И, как сама сказка, удивительны и прекрасны сказочные одежды героев, но самое интересное, что эти костюмы настоящие, невыдуманные, когда-то их носили наши не такие уж далекие предки.

Именно в такие костюмы одеты царь и боярин. На царе роскошная одежда с «долгими» рукавами, крытая узорной парчой. Такие ткани русские цари за золото покупали в Венеции или на «туретчине». На голове царя и боярина шапки с высокой тульей, опушенные дорогим мехом. Уже в XI веке встречаются изображения русских князей в шапках с круглой тульей и опушкой. На иконе московской школы 1340-х годов, хранящейся в Государственной Третьяковской галерее, князья Борис и Глеб нарисованы в таких головных уборах. В древней Руси богатая шапка говорила о знатности и высоком положении ее владельца, в них сидели на царских пирах и на свадьбах.

Особенным украшением одежды царя и боярина были пуговицы, которые стоили целое состояние, ведь их делали искуснейшие ювелиры. Такие пуговицы из серебра или золота ценились во много раз дороже, чем сама одежда, к которой они были пришиты. Они могли быть маленькими, с горошинку, или массивными, с куриное яйцо. Пуговицы на богатой одежде могли быть гладкими, узорчатыми, четырехгранными и восьмигранными, «грушевыми» (или как еше их называли «на грушевое дело»), имевшими форму крошечной груши, «на желудевое» или «миндальное дело». Иногда их делали гладкими до половины, а заканчивали чеканной розеткой в виде цветка с эмалью и драгоценными камнями.

Искусными ювелирными изделиями украшали не только одежду, но и конскую сбрую. На кожаных ремнях крепились золотые, серебряные и эмалевые бляшки, золотом и серебром отделывались седло и стремена. Богато расшитая попона коня тоже нередко украшалась золотом и самоцветами.

О высоком мастерстве русских оружейников говорит изображение всадника. На голове витязя надет остроконечный шлем с прекрепленной сзади кольчужной бармицей, защищавшей шею. Шлем нередко покрывался позолотой и гравировкой, а на его навершии крепился красный флажок-яловец. Тело воина закрыто кольчугой — рубахой с рукавами до локтя, сплетенной из тысяч стальных колечек. Грудь защищает пластинчатый доспех. Рукояти мечей часто украшались благородными металлами, резной костью и эмалью. Более скромно выглядело боевое копье, но и его наконечник из прочной закаленной стали иногда покрывала искусная гравировка. Завершает вооружение воина щит, прикрывающий всадника от плеча до колена. Такие щиты изготавливались из деревянных дощечек, обтянутых прочной кожей, снаружи к ним приклепывались металлические бляхи, а кромка оковывалась железом.

На наших рисунках все детали старинной одежды выглядят проще, ихможет воспроизвести по шаблонам даже человек, не умеющий рисовать. А иллюстрации И. Я. Билибина к русским сказкам и былинам наполнены множеством мелких и точных деталей. В тонко прорисованных акварелях он сумел наполнить поэзией быт Московской Руси XVIII века. Один из критиков, оценивая талант этого самобытного художника, писал: «Для Билибина фея-графика нарядилась в узорный сарафан, каким еще не разучились щеголять наши деревенские красавицы Севера, и заговорила на языке былин и сказок».

Источник: Андреева А. Ю. Русский народный костюм

Просмотров: 8283


Комментарии к этому материалу:

Комментарий добавил(а) максим
Дата: 2014-11-01

нада п

Добавить комментарий

Введите сумму чисел с картинки:

=  

Наверх


Правило Уоррена
В эксперты надо взять того, кто считает, что работа займет очень много времени и обойдется очень дорого.



Rambler's Top100

Уважаемые веб-мастера, при копировании материалов, пожалуйста, ставьте ссылку на Costumehistory.ru

Главная| Первобытный костюм| Древний Египет| Древний Восток| Древняя Греция| Древний Рим| Византия| Средневековье| Возрождение| Костюм 17 века| Костюм 18 века| Костюм 19 века| Костюм 20 века| Русский костюм| Костюмы народов мира| Театральный костюм

Costumehistory.ru. 2008-2014, Дмитрий Науменко, psychologovnet@yandex.ru  | Карта сайта