Материалов на сайте: 259

Готический стиль в 13 веке. Мужской костюм

Тринадцатый век знаменует дальнейшее развитие феодализма в Европе. Интенсивная классовая борьба приводит к классовой дифференциации и в костюме. Более заметным становится расслоение уже в среде самих феодалов, что отражается и в костюмах знати. Еще более резко различается одежда феодалов, горожан и крестьян.

Дифференциация намечается в это время и в среде бюргеров. XIII век — век бурного развития городов, связанного с расцветом торговли и ремесел. На перекрестках торговых дорог возводятся окруженные зубчатыми стенами новые города, строятся ратуши, соборы, жилые дома. В архитектуре возникает готический стиль. Сложившийся первоначально как стиль церковных сооружений, он проникает и в гражданскую архитектуру, влияет на строительство жилых домов, ратуш и т. д.

В XIII веке издаются первые законы против роскоши, ограничивающие пышность одежд вассалов в сравнении с сюзеренами. Появляются законы о рангах в одежде, предписывающие строгие ограничения в выборе тканей и формы костюма для различных классов общества. Например, бюргеры, в отличие от дворян, не имели права носить шелковые одежды, длинные шлейфы и т. д.

Именно в XIII веке были заложены основы кроя, особенно повлиявшие на изменение форм женского костюма. Умение кроить ткани устранило зависимость фасона одежды от ширины ткацкого станка.

Крой, требовавший определенных профессиональных навыков, повлек за собой дальнейшее развитие портновского искусства. Портные объединяются в профессиональные цехи, которые изготовляют одежду, в основном, по заказам знати.

В этот период усовершенствуется сама техника шитья. Так, в костюмах XIII века впервые появляются вшивные рукава. Первоначально рукава пришивали временно, на день, а вечером отпарывали, так как одежда была очень узкой, и снять ее иначе было невозможно.

Иногда рукава привязывали шнурками. Только позже, когда изобрели застежку, рукава, стали вшивать для постоянной носки.

В XIV веке появляются распашные одежды, т. е. одежды, разрезанные спереди сверху донизу, а также воротники. Костюмы по своим формам становятся все разнообразнее. В XIV веке в мужском костюме появляется два модных направления: мода коротких и мода длинных одежд. Одни носят свободные и длинные одежды, другие (чаще всего молодежь) — узкие и короткие.

Вытянутые готические пропорции становятся характерной чертой силуэта одежды XIII - XIV веков. Особенно же заметным стало влияние готики на костюмы в XV столетии.

Самой модной тканью считался появившийся в период позднего средневековья бархат. Ткани богато орнаментировались, излюбленным был растительный орнамент. В одеждах преобладали яркие цвета.

Мужской костюм

Нижней мужской одеждой всех классов общества по-прежнему была камиза. Сверх нее надевали котту, доходившую теперь до середины икры или до щиколотки. Котта имела декоративный пояс и обычно длинные рукава. Однако к середине XIV века она вышла из моды. Модной одеждой стал считаться пурпуан — короткая куртка с узкими рукавами, к которой крепились щтаны-чулки. В народном костюме пурпуан служил верхней одеждой. Щеголи носили пурпуан с длинными, свисающими до пола декоративными рукавами.

Кроме пурпуана, входят в моду два верхних кафтана — котарди и блио, являвшиеся одеждой знати. Котарди — узкая одежда, доходившая до середины бёдер; рукава могли быть различной формы — и узкие, и широкие, в виде крыльев. Котарди имел декоративный пояс, застегивавшийся вокруг бедер. Блио — отрезной в талии кафтан с узким лифом и пышными полами — так называемой «юбочкой», не сшитой на боках. Блио обычно шнуровали сзади.

Верхние одежды стали тоже более разнообразными. В этот период характерной одеждой всех классов был нарамник — тип плаща, состоящего из куска ткани, согнутого пополам и имеющего па месте сгиба отверстие для головы. По бокам нарамники не сшивались. Они могли быть и длинными, и короткими. Нарамники иногда опоясывались. Сшитый в боках длинный нарамник превратился в одежду, называемую сюрко. Сюрко иногда имело ложные рукава либо просто проймы. Такое сюрко с капюшоном носили монахи.

Модным был короткий плащ — табар, с колоколообразными, не сшитыми по боковому шву рукавами. Табар являлся обязательной принадлежностью костюма герольда, пажа.

Обувью служили полусапоги и туфли из кожи или бархата, без каблуков. Первоначально носки были слегка заостренными, а с середины XIV века обувь феодалов, так называемые пулены, приобрела настолько удлиненные носки, что иногда они достигали 50 см.

Первоначально эту моду ввели рыцари, желая подчеркнуть свою непричастность к труду. Вслед за знатью удлинили свою обувь и разбогатевшие бюргеры. До XIV века обувь украшали вышивками и драгоценными камнями.

Прическа средневековых мужчин была различной. Феодалы, особенно молодые, носили локоны, спадавшие на щеки и даже на плечи. В народе обычно носили коротко, до ушей остриженные волосы с челкой. Такую прическу носили иногда и феодалы.

Головные уборы были многообразны. Типичный головной убор средневековья — капюшон, обычно пришитый к плащу или куртке. Иногда капюшон носили отдельно от плаща с небольшим оплечьем типа пелеринки.

В XIII веке появляется сшитый из белой ткани мужской чепец — бегуин, надевавшийся под верхние головные уборы. В народе чепец носили как самостоятельный головной убор вплоть до XVI века (см. «Слепые» Брейгеля). С XIV века носят также шаперон — головной убор, состоящий из одного или двух длинных кусков ткани, уложенных вокруг головы в виде тюрбана. Конец или концы шаперона — консты, украшенные зубцами, спускались па плечи. Кроме мягкого шаперона, в моде были также фетровые шляпы разных фасонов — и конические, и с расширенной тульей, и с полями.

Источник: Киреева Е. В. История костюма

Просмотров: 12475


Наверх


Человек таков, каково его представление о себе.



Rambler's Top100

Уважаемые веб-мастера, при копировании материалов, пожалуйста, ставьте ссылку на Costumehistory.ru

Главная| Первобытный костюм| Древний Египет| Древний Восток| Древняя Греция| Древний Рим| Византия| Средневековье| Возрождение| Костюм 17 века| Костюм 18 века| Костюм 19 века| Костюм 20 века| Русский костюм| Костюмы народов мира| Театральный костюм

Costumehistory.ru. 2008-2014, Дмитрий Науменко, psychologovnet@yandex.ru  | Карта сайта