Материалов на сайте: 259

Галло-римская эпоха (до 490 г.)

Та часть населения Галлии, которая находилась в непосредственном соприкосновении с римской администрацией, переняла очень быстро всю показную сторону латинской культуры. Другая часть, жившая в лесах, покрывавших почти три четверти всей Галлии, еще долго сохраняла прежние нравы и обычаи. И только спустя почти сто лет после ее завоевания Цезарем Галлия сделалась совсем римской.

Южане стекались в Рим, где исполняли обязанности врачей, риторов и мимов. В это время первый из галльских художников, Зенодор, был вызван в Рим Нероном. Позднее Галлия имеет даже влияние на политическую жизнь Рима: выходец из Тулузы Бек возводит на престол Веспасиана.

В первый век Империи Галлия возводит на престол императоров, во второй она поставляет галльских императоров, в третий она пытается отделиться и образовать Галло-Римскую империю.

Прошло немного времени, и все более или менее значительные города Галлии сделались главными городами римских департаментов; все стали клиентами римской администрации, и вот созданная таким образом новая буржуазия стала носить римские одежды; галлы заимствовали у своих победителей их моды.

Мало-помалу национальный характер костюма, создавшийся на основании естественных причин, утрачивается или по крайней мере стушевывается. Наконец, наступает такое время, когда мы не можем сказать, имеем ли мы дело с галльским или римским костюмом. В римском костюме встречаются галльские частности, в галльском - римские.

Разодетые по римской моде галлы сталкивались на улицах с простолюдинами в широких панталонах или в туниках, вошедших в употребление в Риме при Бассиане и бывших причиной его прозвища - Каракалла. Каракалла в том виде, в каком ее носили галлы, представляла собой короткую и свободную одежду, сделанную из нескольких сшитых вместе полос материи; чтобы приспособить ее для парадных случаев, Бассиан приказал делать ее пышной и длинной.

Марк Антоний носил галльскую обувь низкие башмаки на толстой подошве с небольшим открытым передком. Август из гигиенических целей стал носить перенятые у варваров узкие, прилегающие к телу панталоны; в различных литературных и художественных произведениях мы находим указания, что ношение белых или цветных панталон было очень распространено в Риме.

Скоро в новом Риме выходит из моды даже и тога. Она заменяется в обыденной жизни плащом, заимствованным у карфагенян. Этот плащ имел форму широкого балахона без рукавов с капюшоном. Руки просовывались в его боковые отверстия; если же он был разрезной, то разрез делался только спереди и шел снизу до половины туловища. Впоследствии пенула была разрезана с боков, и такой ее вид получил название бирры. Эти одежды были в употреблении у галло-римской буржуазии; очевидно, они надевались только в будни, потому что мы встречаем их изображение только на очень редких и грубых памятниках той эпохи.

С течением времени покрой пенулы немного изменяется, прибавляются короткие рукава и капюшон заменяется родом шарфа с концами, спускающимися по спине. Очень были распространены пенулы из шелковых тканей. В Лангре и Сенте выделывали капюшоны из длинноволосой шерсти и иллирийские или бардаические капоры, т. е. капюшоны, носимые отдельно от плаща.

Точно так же в большом употреблении был амфибаллус, длинный дорожный плащ, и бигера из грубой материи. Античный паллиум стал употребляться только в торжественных случаях; Тертуллиан носит четырехугольный паллиум, прикрепленный аграфом на левом плече; эта одежда приобретает впоследствии значение важного символа при духовных инвеститурах.

Перейдем теперь к исподнему одеянию. Оно состояло из двух надевающихся одна на другую туник с поясом или без него, с рукавами или без них. Самая нижняя, прилегавшая к телу, называлась subucula. Туника без рукавов называлась колобиум; она представляет два сшитых вместе куска материи с тремя отверстиями. Эти туники делались из белой или цветной материи зеленого, красного и фиолетового цвета и украшались так же, как и тога, полосами или вырезанными из материи фигурами.

Женские костюмы сохраняли дольше мужских античные формы. Были в моде длинные, известные всем стола и палла. Богатые галло-римлянки следовали римским модам. Их кокетство доходило до крайности, они носили строфиум - род корсета, употребляли всевозможные притирания, всевозможную косметику и воздвигали необыкновенные прически самой странной формы, которые мы видим на римских бюстах. Галло-римлянок среднего класса трудно отличить на памятниках от мужчин: та же пенула, тот же шарф и почти такая же прическа.

В большом ходу были драгоценности: от этой эпохи сохранились кольца с печатями, сделанные из всевозможных металлов.

Обувью для женщин и мужчин служили сандалии кальцеус, простые подошвы или деревенская, впоследствии и городская, обувь галлица и, наконец, калига - настоящие ботинки, державшиеся на ноге при помощи перевязи, доходившей до колен. Мужчины носили, кроме того, римские сапоги.

В начале III века Галлия была преобразована. Создав новые классы общества, римская администрация ввела новые костюмы в Галлии; с этого времени всякий человек носит костюм, соответствующий его положению, богатству или вкусу.

В конце века христианство распространяется в провинциях. Костюм христиан, по существу, ничем не отличался от костюма нехристиан, хотя всем известно, какое значение придавали отцы нарождающейся церкви простоте одежды: они считали изысканный костюм непристойным и греховным.

Тертуллиан убеждал женщин отказаться от дорогих причесок, фальшивых волос, притираний и драгоценностей. Впоследствии с такими же увещаниями к ним обращается св. Иеремия. Костюма духовных лиц еще не существовало в описываемую эпоху, так как светские и духовные лица одевались одинаково. Костюм девушек, давших обет девственности, напоминает формы античных и неохристианских костюмов. Христианка, давшая обет, носила темную, но не черную одежду; черный цвет не был в употреблении у христиан, даже и в случае траура. Голова ее была покрыта античной вуалью из прозрачной льняной материи, известной под названием мафорс.

Во второй половине III столетия события на Западе быстро сменяются одни другими; в IV веке германцы, призванные в Галлию Констанцием, разрушают сорок пять городов. Три года спустя, после провозглашения Юлиана императором в Лютеции, Валентиниан снова разбивает варваров. Но все эти победы только кажущиеся и несущественные. В 406 году варвары распространяются по Галлии.

Всей своей дикой массой они обрушились на одряхлевшее, утопавшее в роскоши латинское общество. И вот Восток начинает играть большую роль в мировой истории.

В эдикте Диоклетиана, устанавливающем цену всяким предметам житейского обихода, упоминается о вавилонской обуви, о лаодикийских далматиках, о пурпурных парагауда; со времени Гелиогобала сюда же причисляется и шелк, оцениваемый безумно дорого. Изящная блатта делается из пурпура; встречающееся название plumarium обозначает платье, расшитое шелком и, может быть, отделанное перьями; по-видимому, были в употреблении и бобровые шкуры, хотя неизвестно, обозначает ли это слово мех или черное сукно.

Если мы хотим иметь представление о костюме христианских императоров, правителей провинций или высших придворных сановников империи, то нужно прежде всего иметь в виду, что столицей цивилизованного мира и законодателем мод был в то время Константинополь. Все чиновники носят сверкающие драгоценностями византийские костюмы, и если это только позволяет иерархия и дворцовый этикет, то их примеру следуют и все остальные.

Законы против роскоши оказываются бессильными. Когда Валентиниан и Валентий издают запрещение носить вышитые одежды частным лицам, тогда вместо вышивок распространяется ношение пурпура. Грациан издает запрещение носить золотые одежды, Феодосии - шелковые. Но все напрасно, всякий хочет быть маленьким Юстинианом. Естественно, что удобная туника осталась исподним одеянием - рубашкой. Только верхнее платье служит признаком отличия общественных классов: чем больше материи в плаще, чем он пышнее, тем выше положение.

Простой народ носит короткие плащи; эти плащи напоминают прежний сагум; должностные лица носят пенулу, сделавшуюся более широкой и пышной; она же употребляется и римскими сенаторами под названием трабеа, величественная тога, или далматика. Трабеа драпировалась около туловища таким образом, что на груди образовывался как бы карман, а один конец его набрасывался на левую руку. Что касается далматики, то это была свободная туника с длинными рукавами.

По-видимому, все эти формы костюма были очень просты, но не следует забывать, что материи были покрыты украшениями: туники и плащи были украшены вышивками, накладками, бахромой и дорогими галунами.

Самой главной частью женского костюма была туника, опоясанная стола и далматика. Рукава у туник появляются только около V столетия. Далматика и широкий паллиум украшаются роскошными отделками. Самая простая из них состоит из двух полос, начинающихся от шеи и доходящих до самого низа; ее мы часто можем видеть на рисунках. Костюм просто одетой женщины отличается от обыкновенного костюма мужчины одного и того же класса общества только тем, что мужской гораздо короче, а женский длиннее, украшен драгоценностями и опоясан драгоценным поясом.

Галлы вошли в состав императорского войска в качестве союзников и смешанных легионеров. Теперь уже нет и речи о варварах-наемниках, как во времена Аннибала; тем не менее союзники, подчиненные римской дисциплине и разделенные на провинциальные когорты, сохранили до II века варварское вооружение галлов.

Легионеры носят римскую форму, но какие преобразования претерпела она благодаря результатам завоевания! Если преторианские солдаты и офицеры и сохраняют в течение долгого времени римскую форму, то легионеры, на обязанности которых лежит защита границ Рейна, не имеют ни касок, ни панцирей, ни металлических наколенников; единственным одеянием им служит туника, стянутая поясом с кожаными украшениями, иногда с сагой и пенулой, а иногда и без них; их вооружение состоит из щита, пилума, меча на правом боку и кинжала.

Иногда мы встречаем у них короткие штаны, а в зимнее время платок, обвязанный вокруг шеи. Если встречается каска, то она состоит из металлического колпака без наконечника. Вообще все подверглось значительному упрощению.

Во времена упадка Римской империи военная форма состоит из панталон, короткой туники и небольшой саги; наступательное и оборонительное оружие различно во всех провинциях; существуют отряды лучников, эскадроны катафракторов, сплошь закованных в металлические латы. Их военачальники носят, как и гражданские сановники, длинную тунику и богатую хламиду, прикрепленную к правому плечу аграфом.

Источник: Комиссаржевский Ф. П. История костюма

Просмотров: 7064


Наверх


Возможностей гораздо больше, чем людей, способных их увидеть.
Томас Эдисон



Rambler's Top100

Уважаемые веб-мастера, при копировании материалов, пожалуйста, ставьте ссылку на Costumehistory.ru

Главная| Первобытный костюм| Древний Египет| Древний Восток| Древняя Греция| Древний Рим| Византия| Средневековье| Возрождение| Костюм 17 века| Костюм 18 века| Костюм 19 века| Костюм 20 века| Русский костюм| Костюмы народов мира| Театральный костюм

Costumehistory.ru. 2008-2014, Дмитрий Науменко, psychologovnet@yandex.ru  | Карта сайта