Материалов на сайте: 259

Мода и стиль в 20 веке

У мужчин светская одежда в традиционном ее смысле теряет свое значение. В моде черный жакет с жилетом и полосатые брюки. Вместо фрака в торжественных случаях все чаще предпочитают надевать смокинг. Цилиндр и котелок уступают место мягкой фетровой шляпе. Исчезает белая рубашка с жестким крахмальным воротником и появляется цветная с воротником сравнительно мягким. Постепенно стал преобладать спортивный тип одежды в той среде, где раньше был допустим только светский костюм.

После войны парижские модельеры стремятся создать новый стиль в одежде, новый романтизм как контраст к форменной одежде и однообразию военных лет. Резкий поворот в моде произвел в 1947 году Кристиан Диор, предложив новый силуэт: узкие плечи, тонкую талию и удлиненную, книзу расширенную, расклешенную юбку. Этот новый стиль Диора получил название «нью лук» (новый силуэт).

Стиль на грани 40—50-х годов XX столетия характеризуется существованием в одежде нескольких силуэтов. Так, в 1947 году парижские модельеры предложили три варианта линий одежды: линия широкая клешевая, прямая и кривая овальная. Последняя сначала нашла применение в одежде для торжественных случаев, а первые две — в повседневной одежде.

Затем клешевая превратилась в линию буквы «А», напоминавшую силуэт колокола с умеренным расширением книзу. Прямая силуэтная линия выразилась в форме одежды, похожей на прямые платья-рубашки. Стиль 50-х годов прошлого века характеризовался господством в одежде и обуви овала и острой трапеции.

В послевоенные годы в Европе все более ощутимо влияние американского образа жизни, а вместе с ним появляется и более свободный стиль в одежде. Отныне неотъемлемой частью женского дневного и даже вечернего туалета становятся брюки.

В 60-е годы ощутимым становится интерес молодежи к моде, чем не преминули воспользоваться дома моделей, адресуя свои коллекции моделей именно молодежи. Таким образом, появляется молодежный стиль в одежде, который зарождается стихийно в среде самоуверенной молодежи (во Франции — приверженцев философии экзистенциализма, в Англии — «сердитых молодых людей»), которая хочет отличаться от всех окружающих не только поведением, но и костюмом. Но при всей смелости хиппи были не в состоянии сами создать одежду, которая имела бы эстетическую ценность. Они разрушали существующие каноны, но то, что они предлагали взамен, было эклектично, не имело культурных корней.

Индустрия моды использует эти проявления молодежного экстремизма в одежде и разрабатывает эстетические критерии нового, особенного стиля в одежде для молодежи. В нем есть все, чего так жаждали молодые люди: и великая сила «социального освобождения», и скрытая «бессловесная оппозиция», и шокирующая смелость открытий, и обособленность, очевидная отличимость от всего, что носят остальные. При создании новых форм одежды используются новые, близкие молодым людям стили в искусстве — поп-арт, оп-арт, неореализм, хэппининг, которые находят в костюме выразительное отражение.

Настоящий бум сопровождает появление в моде джинсовых брюк, которые, придя из Америки, молниеносно покорили молодежь Европы, затем их стали носить люди всех возрастов. Из джинсовой ткани начали шить платья, костюмы, брючные костюмы, создав тем самым настоящий джинсовый микростиль в рамках спортивного стиля.

К концу 60-х годов в моду стремительно входит мини, и хотя этот образ худенькой девочки-подростка создан был для молодежи, мини быстро стали носить почти все женщины. С появлением в одежде мини-юбки происходит предельное упрощение формы костюма, которая сводится к платью-рубашке без выявления линии талии, груди и бедер. Короткая длина изделий мини, четкость геометрических форм и немногочисленность деталей в композиции костюма стали ведущей тенденцией стиля второй половины 60-х годов. Минимализм и эстетическая простота получают распространение в это время и в интерьерах.

Спустя некоторое время силуэт снова стал меняться: происходит скольжение линии талии — от линии бедер до ее естественного положения, модны юбки разнообразных форм — в складку, клеш, различные рукава — прямые укзие, расширенные книзу, на манжете, с большим количеством сборок у кисти, с буфами и т. д. Короткие одежды стали дополнять длинными сапогами или цветными чулками массивной фигурной вязки, начали носить брючный костюм.

Можно отметить, что уже в первые два десятилетия после Второй мировой войны в костюме исчезает стилевое единство — параллельно существует множество стилей, микростилей, которые все же функционируют в рамках уже выработанных трех стилей: классическом, спортивном и фантази.

В последней трети XX века тенденция к увеличению микростилей продолжается, причем наблюдается смешение как микростилей, так и основных стилей. В 70-е годы эклектизм проявился уже в смешении разных стилей в одной модели, появляется диффузный стиль, который позднее превращается в тенденцию сочетания несочетаемого. Заметно влияние женской моды на мужскую.

В это же время появляется также новая романтическая тенденция, навеянная народным фольклором, который принес в моду пестрые шерстяные ткани и простой крой одежды далеких стран (штаны гаучо, пончо, индийские шали, арабские одежды и т. д.).

80—90-е годы характеризуются еще большим изобилием стилей и микростилей в одежде, чем предыдущее столетие. Романтические фольклорные тенденции сменила волна ретромоды, которая коснулась модерна и, быстро пройдя все стили, остановилась у моды 50-х годов.

Стили смешиваются и проникают один в другой. В одном сезоне соседствуют различные типы одежд: платья, на которые повлияли, с одной стороны, исторические костюмы, а с другой — современные одежды неевропейских народов, и вместе с этим разнообразная одежда «моды бедноты», или стиля «повседневности», для которой используются как бы поношенные ткани, искусственно запачканные и с дырами, а также костюмы, созданные под влиянием живописи и архитектуры 1910—1920 годов.

Новый экономический подъем, повышение жизненного уровня вызвали неоконсервативные тенденции на Западе во всех областях жизни (политике, экономике, повседневной жизни), которые в мужской моде проявились прежде всего в классических костюмах, так называемых бизнес-костюмах. Это был стиль яппи — так называли молодых людей, быстро разбогатевших на рынке недвижимости. Молодежь 80-х годов, более консервативная, чем их родители, стремилась к карьере, и костюм становился символом успешной карьеры.

В то же время классический стиль соединялся свободно с несоединимым, как бы иронизируя над прошлым. Рядом с неоклассикой существовала и подчеркнутая театральность, нарушение общепринятых норм ношения одежды, ее многослойность, многоэтажность, нарушение «хорошего вкуса»: джинсы стало возможным надевать со смокингом.

В середине 90-х годов одним из самых популярных направлений в моде становится деконструктивизм, превратившись в действительно массовое увлечение. Он проявляется в асимметричном крое, смешении застежки, необработанных краях.

Дальнейшая демократизация одежды проявилась в том, что молодежь середины 90-х годов все больше предпочитала удобные майки, шорты и кроссовки, моден эффект намеренно состаренной одежды.

К концу 90-х годов самым популярным направлением стал минимализм, культивирующий простые чистые формы и нейтральные цвета, и в то же время присутствует в одежде многослойность, ретростилизация в духе 1970— 80-х годов. Представляемые на подиуме коллекции становятся невероятно «голыми». Молодое, сильно загорелое тело так же декоративно, как и бюстье — что-то среднее между бижутерией и одеждой, которая на него надета. Фигуру подчеркивают облегающие комбинезоны, платья-комбинации, полупрозрачные туники, блузы-сетки, сплетенные из тончайших нитей.

В развитии моды к началу XXI века определились следующие тенденции: продолжающаяся демократизация одежды, освобождение от «ига» моды, стирание границ между одеждой разного назначения, необязательность соблюдения законов хорошего вкуса и правил сочетания различных вещей, цветов и материалов, а также индивидуализация предметной среды, создание условий для свободного самовыражения каждого человека.

Предлагаемые дизайнерами коллекции моделей дробятся на множество стилей, подтверждая общую тенденцию возможности личного выбора. При этом их общие черты заключаются в преобладании небольших и умеренных объемов, взаимовлиянии классических, спортивных и этнических элементов, в использовании новых и традиционных материалов.

Новое понимание взаимодействия человека и одежды выдвигает на первый план возможность самореализации человека. Это проявляется в демократизме современной моды, предлагающей большое разнообразие стилей, форм костюма. Многофункциональность предметов одежды, их разнообразие, трансформирующиеся формы, пристегивающиеся элементы предусматривают простор для фантазии человека, который может носить одежду так, как ему хочется, постоянно менять свой имидж.

Таким образом, сам процесс ношения одежды может превращаться в развлечение, в творчество, вызывающее положительные эмоции, доставляющее радость. Эта концепция изменения роли одежды в современном мире путем создания одежды, несущей радость в «серые будни» повседневной жизни человека, поддерживается многими ведущими модельерами. В этом же русле происходят разработки в области неотехнологического дизайна одежды — дизайна цвета и света, запахов, звуков.

Создается одежда со световыми эффектами, с запахами, из тканей с жидкими кристаллами, меняющая цвет в зависимости от освещения или от температуры тела человека, и даже звучащая одежда.

Подводя итог, нужно сказать, что стиль — это исторически сложившаяся, устойчивая общность признаков образной системы, средств и приемов художественного выражения. В истории искусства известны стили, державшиеся в течение трех—пяти веков. Историками костюма четко разделяются стили и их особенности всех прошедших веков развития человеческой цивилизации вплоть до XX века, до Первой мировой войны.

После окончания Первой мировой войны в одежде наблюдается быстрая смена стилевых направлений, порой существование разнообразных стилей в одно и то же время, а также введение в моду тех или иных стилей талантливыми модельерами, так как с XX века, когда ускоряется ритм жизни, воля художника более активно воздействует на «волю стиля».

Основы стилевой системы, заложенные в 20-е годы, продолжают и теперь определять наиболее характерные фундаментальные черты новых стилей.

Источник: Каминская Н. М. История костюма

Просмотров: 26243


Наверх


Вы живой магнит; вы неотвратимо притягиваете в свою жизнь людей, ситуации и обстоятельства, согласующиеся с вашими мыслями.



Rambler's Top100

Уважаемые веб-мастера, при копировании материалов, пожалуйста, ставьте ссылку на Costumehistory.ru

Главная| Первобытный костюм| Древний Египет| Древний Восток| Древняя Греция| Древний Рим| Византия| Средневековье| Возрождение| Костюм 17 века| Костюм 18 века| Костюм 19 века| Костюм 20 века| Русский костюм| Костюмы народов мира| Театральный костюм

Costumehistory.ru. 2008-2014, Дмитрий Науменко, psychologovnet@yandex.ru  | Карта сайта