Материалов на сайте: 259

Костюм конца 19 - начала 20 века

Новое направление авангардизма — поп-арт — возникло в Америке как реакция на беспредметное искусство. Сам термин «поп-арт» (народное, популярное искусство, точнее — «ширпотреб-искусство») был дан этому направлению в 1956 году хранителем Музея Гугенхейма Лоуренсом Элоуэй, а «изобретателями» поп-арта явились Роберт Раушенберг и Джеспер Джонс. Произведения художников поп-арта представляли собой коллажи, комбинации из бытовых вещей на холсте.

В середине 60-х годов появляется оп-арт — оптическое искусство, смысл которого заключался в эффектах цвета и света, проведенных через оптические приборы на сложные геометрические конструкции.

Во второй половине XX века появляются все новые виды модернистского искусства, такие как кинетическое, под которым подразумеваются «изобретения» с разного рода гудящими, вращающимися и прочими механизмами, композиции с магнитами и т. д.; гиперреализм, а точнее, фотореализм, использующий цветную фотографию или муляж для воспроизведения действительности.

Каждый из появляющихся видов модернизма, таких как энвайронмент с галлюцинаторной, наступательной конкретностью многих его разновидностей; минимализм, неопримитивизм, перформенс, хеппиннинг вызывает как восхищение, так и бурю негодования, но, едва отойдя в прошлое, очередное авангардистское направление становится фактом истории, объектом академических исследований, и тем самым оно включается в сферу официальной культуры, пополняет ее фонды.

С другой стороны, явления авангардизма просто «затухают», отходя в прошлое, они включаются в стабильную, интегрированную обществом «массовую культуру». «Массовое» искусство непрерывно усваивает новации авангарда, превращает его самоценные принципы во вполне утилитарные приемы, популяризирует и тиражирует «нонконформистскую» уникальность. Стилистические почерки сюрреализма и неопримитивизма вошли в современную массовую графику, методы поп-арта, кинетического искусства широко используются в рекламе, в оформлении витрин и выставочных экспозиций.

С появлением разного рода модернистских, авангардистских течений в XX веке не исчезло реалистическое искусство, которое называют часто «реализмом XX века». Он многогранен и многолик, развивается не прямо, предлагаемые художниками формы зачастую излишне усложнены, но он продолжает лучшие традиции мирового искусства, поднимает социально-общественные проблемы, заставляет думать о судьбах мира и общества.

В конце XIX века под влиянием модерна происходит постепенное изменение формы женского костюмы и обуви. Теперь она соответствовала изгибам человеческой фигуры и стопы, придавая некоторую вычурность и претенциозность всему облику, и в то же время в упругих, изогнутых линиях силуэта отражались прочность, логика, напряжение.

Женская фигура имела характерную постановку, напоминающую слегка изогнутую латинскую букву S, то есть верхняя часть фигуры была слегка наклонена вперед («голубиная грудь»), живот втянут, а нижняя часть корпуса как бы немного «отставала» от верхней. Платье имело узкий лиф. Такая постановка фигуры достигалась при помощи специального корсета, который туго стягивал талию.

Юбка была колоколообразой формы, достигавшейся покроем клеш.Обтягивающую бедра юбку сильно расширяла книзу специальная нижняя юбка, к подолу которой пришивались оборки. Рукава в конце века напоминали пышные буфы и «окорока» 30-х годов. Они были узкими внизу, с расширенным присборенным окатом. Платья часто имели высокий закрытый воротник.

В моде конца XIX века господствовали великие модные салоны: сыновья Борта, английская фирма Редферн, Жак Дусе, Пакен, сестры Кало и ряд других. Каждый из этих салонов имел свой стиль. Так, модели Дусе были как бы вариациями из произведений Ватто, Фрагонара и Ла Тура, картины которых были представлены в коллекции картин Дусе.

В России в начале XX века настоящей королевой модерна была Надежда Петровна Ламанова, «поставщик двора Ее Императорского Величества». Она работала с тканью, как скульптор, предпочитала «наколку», выбирала драгоценные ткани, способные через блеск и матовость передать различные оттенки и глубину цвета. Основа, собственно платье выполнялось ею из тонкого сукна, блестящего атласа, бархата, муара. И подобно сказочной дымке платье покрывал прозрачный чехол из муслина или тюля, украшенный роскошной вышивкой, отделанный блестками, тесьмой, бисером, шелком.

Традиционный орнамент модерна — томные, отцветающие лилии, хризантемы, ирисы. В качестве дополнения — боа из страусиных перьев, шали, шарфы, накидки, щедро декорированные. Прическа была пышной. Среди шляп в конце XIX века преобладали капоты и огромные шляпы с перьями, поля которых загибались на всевозможные лады. Такая огромная шляпа усиливала впечатление изогнутости фигуры. Таким нарядом создавался образ стилизованной женщины-цветка, женщины салонов, театров и различных вечерних развлечений.

Но уже с 90-х годов меняется весь привычный ритм жизни: в обиход кроме железных дорог входит автомобиль. Это влияет на форму костюма. Потребность в более удобном костюме вызывается также и стремлением женщин к эмансипации, их борьбой за равноправие с мужчинами. Все слои общества охватило увлечение спортом: велосипедным, верховой ездой, крокетом, теннисом, плаванием.

Широко входят в обиход юбки с блузками, причем блузки удобные, их пышные складки перехватываются на талии поясом. Модельер Редферн предлагает женщинам английский костюм, который в те времена назывался «тайер». Он состоял из юбки и короткого открытого жакета, надевавшегося поверх блузки или же мягкой или крахмальной мужской рубашки с воротником, манжетами и галстуком. Юбка в таком костюме была уже ровной, спускавшейся до пола, на ней могли быть и складки, застроченные до половины или почти до подола. Впервые в женском гардеробе появился купальник.

Мужской костюм, уже сложившийся к 90-м годам XIX века, на рубеже веков мало подвергся изменениям, став функциональным и целесообразным. Парадной одеждой стал черный фрак, официальной — черный редингот (сюртук) и визитные полосатые брюки, повседневной — короткий сюртук (предшественник пиджака), куртки — суконные и бархатные, обшитые цветной тесьмой. Однообразие мужского костюма скрадывалось довольно большим набором шляп: высокие цилиндры, котелки, соломенные канотье, кепи. В качестве аксессуаров у мужчин были гетры на ботинках, белые кашне, трости, зонты. Самой популярной мужской прической была прическа «а ля капуль» — с прямым пробором.

В первом десятилетии XX века в моде заметную роль играет стиль модерн, но это уже второй этап его развития, провозгласивший такие принципы, как функциональность, простота, свобода в выборе новых форм и материалов.

В начале века в женском костюме еще сохраняется силуэт S-образной формы, создаваемой при помощи корсета. Изогнутые линии силуэта поддерживаются асимметричным расположением отделки, драпировками на лифе и юбке. Благодаря увеличивающемуся количеству драпировок силуэт приобретает более мягкие и ровные очертания груди и талии.

На протяжении всего XIX века художники, врачи, гигиенисты отстаивали идею освобождения женского костюма от корсета. Реформаторское движение выдвигало идеи свободного силуэта и ратовало за ниспадающие линии. Еще в конце XIX века Ван де Вельде предлагал более целесообразную форму женского костюма, пытаясь в спокойных линиях одежды «реформ» придать новую красоту телу женщины, перетянутому прихотью моды.

Зарождаются новые направления в искусстве — фовизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, конструктивизм, которые каждый по-своему оказывают влияние на костюм. Главным требованием современной моды становятся естественность и простота. Все чаще образцами для подражания выступают актрисы и актеры кинематографа и театра. Так, воплощением красоты и женственности в начале века становится балерина Айседора Дункан.

В 1903 году она танцует в свободном, просвечивающем платье, называемом пеплос, без корсета и китового уса. В нарядах появились сверкающие, блестящие краски фовистов. Около 1900 года пестрые краски Востока совершенно овладевают Парижем. Влияние на моду оказывают и костюмы привезенного Дягилевым на гастроли в Париж русского балета.

В это время молодой модный модельер, больше художник, чем портной, Поль Пуаре, уловив настроение эпохи, отказывается от корсета и в отличие от непритязательных форм платья, предлагаемого «реформистами», создает изящные модели новых линий и пропорций, которые отвечали самому требовательному вкусу. Эти платья в виде туники и пеплос носили как отпечаток истории, так и отпечаток Востока. В его эскизах чередуются японское кимоно, персидская вышивка, пестрая батика и восточные тюрбаны с мехом и парчой. Это была новая эстетика, исповедующая простоту и изящество.

Модели одежды, созданные этим художником, позволяли свободно двигаться, поскольку юбки в длину, доходили до щиколоток, пояс же поднялся значительно выше талии. Рукава, до сего времени широкие в пройме, узкие в запястье, стали равномерно зауженными.

Новая форма женского костюма в предвоенные годы, развиваясь все еще в рамках стиля модерн, приобретает силуэт вытянутого ромба. Несколько смягчаются линии, свойственные стилю модерн, линия талии располагается высоко, но длинный корсет по-прежнему придает фигуре некоторый изгиб. Прямая юбка расширяется только внизу с помощью небольшого трена из косой ткани.

Женская фигура получает форму слегка изогнутого стебля, как бы увенчанного пышным цветком. Это сходство еще больше подчеркивается чудовищными размерами шляп, украшенных цветами или перьями. В 1914 году в женском костюме вычурный изгиб полностью пропадает. Туника позволяет создавать модные пропорции для различных фигур.

Большую роль в упрощении одежды, ее демократизации сыграло развитие индустриального производства одежды. Уже первые попытки массового производства одежды создавали более простую, логичную и функциональную ее форму, которая противоречила уходящей сложной корсетной одежде, трудоемкой в изготовлении и по-прежнему требовавшей карет, широких дворцовых дверей. Изготовление костюма промышленным способом рождает стандарт.

В этом смысле костюм приобретает черты интернациональности и становится более демократичным. В предвоенной мужской моде обновления не выходили за рамки изменений ширины лацканов и брюк, длины пиджаков и пальто. Утвердилась форма английского мужского костюма. Однако покрой костюма делается более свободным, и пиджак окончательно вытесняет сюртук, так же как фетровая шляпа — цилиндр.

Во время Первой мировой войны мужской костюм, мало изменяющийся, испытывает влияние военной формы. Появляются всевозможные куртки и закрытый пиджак типа военного френча с поясом и накладными карманами, краги, заменяющие голенища сапог, брюки галифе, гольф, мягкий плащ покроя реглан, пальто тренчкот на съемной теплой подкладке. Все эти виды обогащают стандартизированный, унифицированный мужской гардероб, расширяя его функциональность.

В напряженной обстановке Первой мировой войны резко возрастает общественная значимость женщин. Заменив ушедших на фронт мужчин, они занимаются разнообразным трудом — и умственным, и физическим. Равноправие, подтвердившееся не в декларациях, а в реальной жизни, помогает осуществить важную реформу костюма, обусловленную изменившимся образом жизни. Это создание практичной, не стесняющей движения одежды, упразднение корсетов, укорочение длины юбок.

Уже в первый год войны длина женских платьев доходит до щиколотки, затем до середины икры. Одежда характеризуется мягкими линиями силуэта, умеренными объемами. Появляются новые практичные виды одежды: широкие и свободные пальто, жакеты, деловые костюмы разнообразной формы, рабочая и производственная одежда.

Свободная форма отличает одежду этого времени. Свободно висят на плечах блузки, рукава, пелерины. Их характеризует форма «бочонок», фантастическая отделка: широкие оборки, баски, пояса, не прилегающие к фигуре, неровные края низа юбки. Мягкие ткани маскируют естественные очертания фигуры. Женщины, вынужденные теперь работать, изменили не только характер костюма, сделав его удобным, но и весь свой облик. Вместо сложных женственных причесок — короткая мальчишеская стрижка.

В послевоенный период (1919—1928) костюм подчиняется принципам нового художественного направления — конструктивизма, наиболее характерными чертами которого были эстетизация техники, всевозможных конструкций, требования функциональной, конструктивной целесообразности формы. Архитектурные сооружения из железобетона и стекла, предметы быта, окружающие человека, приобретают геометрическую форму.

Функциональность становится главным мерилом их красоты и ценности. Аналогичные требования предъявляются к костюму и даже к физическому состоянию человека. Спорт, гигиена все активнее входят в общественную жизнь как условие функциональной жизнедеятельности, изменяют представление о красоте человека.

Новым становится эстетический идеал. Особенно резко меняется представление о женской красоте. Осталось в прошлом беззащитное, слабое существо, опекаемое мужчиной и служащее ему. Независимость, решительность, приспособленность к условиям труда и быта — вот те черты, которые характеризуют теперь женский облик. Не хрупкая, изящная дамочка, не роковая женщина начала века, но деловая, собранная, спортивная — этот образ в общих чертах был найден тогда и с тех пор не выходил из моды.

Появляется новый тип женской красоты — женщина-мальчик, тонкая, длинноногая, плоскогрудая, с узкими бедрами, без подчеркнутой талии, со стройными ногами и руками, с коротко подстриженными волосами. Эта женщина-мальчик находит себе применение во всех профессиях, прилежно занимается спортом, страстно танцует фокстрот, чарльстон и джазовые танцы. Она борется с лишним весом. Воплощением этих представлений и самым модным женским типом стала северянка Грета Гарбо, героиня всех наиболее известных фильмов этого времени.

Однако есть в этом облике и особая женственность: бронзовая от солнечного загара кожа, ярко накрашенные губы и глаза, маникюр, блестящие волосы.

Этому новому идеалу соответствует и костюм, который своим силуэтом повторяет основные формы архитектуры и предметов быта: эллипс, прямоугольник. Новая мода основана на чистой геометрии, можно говорить о проникновении в нее кубизма. Любой вид женской одежды, будь то платье, блузка, костюм, жакет или пальто, имеет основной и единственный силуэт — прямой, по ширине облегающий бедра.

Талия не подчеркивается, пояс носят на линии бедер, длина платья и пальто — до середины колена. Женский костюм впервые за пятнадцать веков своего существования допускает показ ног до коленей. Простой по конструкции, прямоугольный по своей форме костюм сливается с линиями свободного от корсета гибкого тела, стремительного в движении, тренированного в спорте.

Основой ежедневных, светских и вечерних дамских туалетов стала так называемая сэк-лини — ровная рубашка с двумя швами на боках, которая разделялась на две части одним пояском. Платья отличаются друг от друга только материалом. Лиф имеет глубокий вырез, а руки, спустя много десятилетий, опять обнажены.

Цвета этого нового костюма элегантны и выдержаны в одном тоне — сером, бежевом, цвета меди и панциря светлой черепахи, белом и черном. Орнамент находится под влиянием кубизма в живописи: квадраты, кружочки, черточки, встречается также растительный орнамент.

В женскую моду проникают длинные брюки, как спортивные, так и домашние, юбки, свитера, белье и трикотажные платья, выпускаемые промышленным производством, которые до сего времени остаются в ней.

В 20-е годы фактически сформировалась и проявилась новая функционально-конструктивная концепция в архитектуре, пластике, прикладном искусстве и костюме XX века. Это период преклонения перед могуществом техники, она теперь — воплощение разума и логики.

И архитектура стремится выразить свои возможности максимально соответствовать действиям человека, не подавлять его, не диктовать ему своих концепций, а следовать его жизненным процессам, удовлетворять его неуемный дух и создавать атмосферу удобства и равновесия. Так же и предметы, окружающие людей в их жизни, должны «по-человечески относиться к человеку», то есть обладать двумя важнейшими качествами — функциональной целесообразностью и эстетической выразительностью.

Именно в 20-е годы в костюме появляется новый принцип крепления одежды на плечевом поясе и свободное «взаимодействие» оболочки костюма с фигурой. В 20-е годы была сформулирована и главная концепция костюма XX столетия, которая заключается в функциональности, конструктивности, психологизме одежды. Удобство, соответствие назначению, простота форм и кроя объявляются критерием красоты.

Новый костюм невелик по объему, подчеркивает фигуру, гибок и свободно следует за линиями тела. Однако, отрицая костюм XIX века, новый костюм одновременно использует и развивает его принципы. И старый, и современный костюмы облегают фигуру и подчеркивают ее естественные пропорции, но по-разному акцентируют особенности. Современный костюм свободно соотносится с фигурой, в нем нет ни точной «человекоподобности», ни усиленных преувеличений. Этот костюм не столько создает красивые пропорции, сколько их выделяет.

С освобождением торса от корсета изменилась пластика фигуры: от скованности к полному развороту плеч, рук, поднятой голове. Поэтому теперь даже при предельной простоте формы костюма особое значение приобретает не только сам костюм, но и движения торса, рук, наклон головы, то есть логика и пластика движения фигуры в соответствии с костюмом того или иного назначения. Наконец, открывается привлекательность естественных линий человеческой фигуры, ее красота, не искаженная корсетом.

Современный костюм в своем развитии следует, как и раньше, тем же путем, что и архитектура, отражая те же самые тенденции в пластике формы. Вместе с тем в нем находят отражение все течения, которые так или иначе обозначаются в изобразительном искусстве. На эстетику современного костюма оказывают влияние и стремительно изменяющиеся условия жизни человека, новые виды его занятий.

При сравнении костюма XIX века и костюма XX века можно отметить, что колебания форм стали менее заметными, но в то же время «реакция» модной одежды на все новшества в области техники, технологии, культуры, открытий в области науки, искусства стала более чувствительной. Впечатление новизны формы производит обилие новых тканей.

Конечно, в современном костюме появились свои сложности и тонкости: во-первых, его образная выразительность достигается иными способами, чем раньше, то есть силуэт меняется чаще, линии капризны и непостоянны; во-вторых, взаимосвязь фигуры и костюма выражается в динамике — одежда одной и той же формы то облегает тело, то слегка его касается, то свободно свисает.

Источник: Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме

Просмотров: 62346


Наверх


Научитесь проявлять больше терпения, чем любой из известных вам людей.



Rambler's Top100

Уважаемые веб-мастера, при копировании материалов, пожалуйста, ставьте ссылку на Costumehistory.ru

Главная| Первобытный костюм| Древний Египет| Древний Восток| Древняя Греция| Древний Рим| Византия| Средневековье| Возрождение| Костюм 17 века| Костюм 18 века| Костюм 19 века| Костюм 20 века| Русский костюм| Костюмы народов мира| Театральный костюм

Costumehistory.ru. 2008-2014, Дмитрий Науменко, psychologovnet@yandex.ru  | Карта сайта