Материалов на сайте: 259

Царское облачение византийских императоров

Царское облачение начала Византийской империи состояло из туники, доходившей до земли, украшенной у ворота, на подоле и спереди на рукавах золотым шитьем и жемчугами. Она делалась из шелка, сначала белого, впоследствии же темно-синего. Поверх нее часто надевалась еще одна, такая же роскошная туника с длинными широкими рукавами, к украшениям которой в X веке прибавились два вышитых золотом круга на высоте колен. Пурпурная мантия полукруглой формы была украшена жемчужными нитями и застегивалась на правом плече, у выреза ворота спереди и сзади прикреплялось по одному четырехугольному куску ткани. Эта отделка называлась «клавус». Царское облачение дополнялось пурпуровыми штанами, жемчужной диадемой или беретообразной, расшитой жемчугами шапочкой, золотым скипетром и пурпурными сапогами, почти сплошь усыпанными жемчугом, а также перчатками из дорогих мехов. В позднейшие времена императоры отдавали предпочтение высоким красным сапогам.

До IV века византийские императоры носили только широкий, украшенный жемчугом коронообразный венец с двумя жемчужными нитями по бокам; сверху к нему был прикреплен крестообразный переплет, под который вскоре стали подкладывать круглую красную шапочку. Получалось что-то вроде короны, встречающейся и на позднейших памятниках. Впоследствии к ней был прикреплен сзади кусок материи в виде платка. В усовершенствованном виде эта корона представляла собой две крест-накрест соединенные, богато эмалированные дуги с укрепленным в середине крестом, кругом же шел зубчатый обод. Крестом свой головной убор первым украсил Юстиниан.

Начиная с IX века у императоров вошло в обычай украшать крестами как одежды, так и скипетр. Поначалу облачение императрицы было похоже на облачение императора, недоставало только клавуса на мантии. Затем пурпурная мантия была наполовину сужена и падала только на спину. Стола или туника делалась с широкими рукавами. Рукава нижней туники заканчивались золотой обшивкой. Широкий, переброшенный через плечи и спускавшийся до колен шарф сдерживался наверху воротником. Этот шарф делался из парчи и украшался жемчугами и драгоценными камнями. Венец был украшен двумя подвесками и состоял из закругленных сверху эмалированных бляшек.

На изображениях XII века императрицы облачены в узкую, доходящую только до колен узорчатую столу с полудлинными и широкими рукавами, украшенную дорогими кантами. На столу надевалось еще короткое, богато украшенное покрывало: оно доходило до талии, покрывая грудь, спину и плечи; под руками оно не сходилось, а придерживалось кушаком или завязками. На голове императрица носила зубчатую корону, возложенную поверх вуали. В это же время начали появляться и высокие короны, украшенные крестом, и широкие металлические обручи, украшенные спереди плоским алмазом и наложенные на красную шапочку.

В позднейшие времена царицы изображались в роскошно отделанных, подпоясанных, доходящих до ступней столах с широкими рукавами. Мантия украшалась клавусом и застегивалась на правом плече. Обод, заменявший корону, был снабжен спереди и с боков выдающимися кверху украшениями и жемчужными нитями с крестами на концах.

Источник: Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме

Просмотров: 4771


Наверх


Исследовательская работа заключается в том, чтобы прочитать две книги, которые раньше никто не читал, и написать третью, которую никто читать не будет.



Rambler's Top100

Уважаемые веб-мастера, при копировании материалов, пожалуйста, ставьте ссылку на Costumehistory.ru

Главная| Первобытный костюм| Древний Египет| Древний Восток| Древняя Греция| Древний Рим| Византия| Средневековье| Возрождение| Костюм 17 века| Костюм 18 века| Костюм 19 века| Костюм 20 века| Русский костюм| Костюмы народов мира| Театральный костюм

Costumehistory.ru. 2008-2014, Дмитрий Науменко, psychologovnet@yandex.ru  | Карта сайта