Материалов на сайте: 259

Костюм древних египтян

Древнеегипетское государство представляло собой деспотическую монархию во главе с фараоном, чья личность обожествлялась. Население делилось на касты, и все стороны жизни - от наследуемого вида деятельности до костюма - строго регламентировались.

Многовековой неизменности общественного устройства в египетском обществе соответствовала многовековая же "застылость" форм одежды. Зато поистине поразительным было мастерство ремесленников - ткачей, создававших прочную прозрачную ткань виссон, которую называли "сотканный воздух"; ювелиров, чьи изделия донесли до наших дней яркость и цветение жизни тысячелетней давности. Потрясающая наблюдательность и конкретность в передаче реальности окружающего мира и одновременно условность, и абстрактность образов, являющих сущность вещей, - черты этой художественной культуры.

Дворцы фараонов и вельмож, грандиозные и сказочно декорированные, возводились от века к веку как всё более сложные комплексы разнофункциональных помещений. К ним примыкали чудесные сады с водоёмами, где плескались рыбки и цвели лотосы. А начиналось всё с простейшего - с овальных в плане хижин, строившихся из тростника, глины или сырцового кирпича.

Костюмы фараона, сановников, женщин из их семей и жрецов отличались от одежды простолюдинов не только дорогими тканями, но и большим числом предметов - всевозможными поясами, накидками, шарфиками, разнообразными головными уборами, огромным количеством украшений, ранговых и сакральных знаков.

Ноги крестьянина или раба во время работы на берегах Нила защищали сначала просто обмотки, затем сандалии. Их подошвы делались из волокон пальмы, стеблей папируса или кожи и долгое время оставались плоскими, а в Новом царстве приобрели загнутую у носка форму. Два ремешка проходили между первым и вторым пальцами. В помещении обувь вообще не носили. Фараоны и знать надевали обувь в случае крайней необходимости, предпочитая ходить босыми, как бы показывая, что по "реальной" земле не ступают. (В гробницу фараону клали ритуальные золотые сандалии для пользования ими в загробной жизни.)

Спасаясь от палящего египетского солнца, простолюдины прикрывали головы маленькими шапочками из кожи или полотна. Представители знати - мужчины, женщины - уже в древности начали отдавать предпочтение декоративным разноцветным парикам из шерсти либо волокна пальмы, надевая их на коротко отстриженные или обритые головы. Форма париков хотя и развивалась во времени, но не была жёстко регламентирована. Женщины подбирали ту длину и ту степь усложнённости причёски, которые точнее соответствовали ситуации и настроению. Иногда надевали два парика - короткий поверх длинного. Дети знати носили так называемые локоны юности - накладную цветную (часто синюю) прядь или косу, спущенную вдоль одного виска.

Символический смысл "справедливость" имела перо в головном уборе судьи. В "Книге мёртвых", описывающий последовательность погребального ритуала, рассказывается о том, как сердце умершего взвешивают на суде Осириса. Сердце, не отягощенного грехами, должно было быть не тяжелее птичьего пера, положунного на вторую чашу весов.

Костюм фараона очень медленно, но все же видоизменялся на протяжении истории страны. Это касается, в частности, формы пшента - царской короны. Когда в долине Нила существовало два государства, фараоны Верхнего (Южного) Египта высокую кеглеобразную корону белого цвета, а правители Нижнего Египта - корону красную, открытой формы, похожую на расширяющийся кверху цилиндр. Венец фараонов объединенного государства явил собой соединение двух этих форм: одна была вставлена в другую при сохранении прежних цветов. В Новом царстве возникли и несколько модернизированные типы царских головных уборов. В случае исполнения жреческих обязанностей фараон надевал металлический шлем небесно-голубого цвета. Появился и такой эффектный сложный убор: клафт с уреем и бараньими рогами (атрибут культа бога Амона).

Жена фараона, как и все женщины, носила калазирис. Его могли дополнять роскошный пояс, или туникообразное платье, или плащ из прозрачной ткани. Непременными ранговыми знаками царицы были урей и головной убор в форме ястреба (символ богини Исиды), как бы укрывающего ее голову своими крыльями. Царице полагался скипетр в виде цветка лотоса.

Все украшения , начиная с живых цветов и кончая ювелирными изделиями, предназначались не только для красоты, но и для сообщения определенной магической пользы их обладателю. Велико было декоративное и мистическое значение подвесок-пекторалей. Эти своеобразные пластические молитвы из золота и самоцветов, обращенные к богам, и сейчас поражают непревзойденной силой художественного языка. Таковы, например, золотые пекторали, найденные в гробнице фараона Тутанхомона. Многие украшения египтян - ожерелья из фаянсовых с голубой и зеленой глазурью бусин округлой или удлиненной формы, браслеты для рук и ног, нараменники (наплечники) - были одинаковыми для мужчин и женщин. К чисто женским относились набедренные цепочки, надеваемые молодыми девушками под прозрачные платья, и серьги (их мальчики носили только до девяти лет).

Древние египтяне ценили в изделии не столько стоимость материала, сколько искусство ювелира. Именно поэтому даже в царских украшениях драгоценные камни и самоцветы нередко соседствуют со стеклом, бисером, а золото служит всего лишь "подкладкой" вещи. Изготовлявшие их мастера предвосхитили технику перегородчатой эмали. На сплошную основу из золота наносились золотые же перегородки рисунка, между которыми располагались тщательно подогнанные кусочки самоцветов или фаянса. Именно они и составляли прелесть вещи, сплошная же золотая основа, невидимая для глаз, лежала на теле, что, впрочем, не без основания считалось целебным.

В египетских модах времени правления последних фараонов XVIII династии (XIV в. до н. э.) - модах наиболее разнообразных и изощренных - и в мужском, и в женском костюме предпочтение отдавалось тонким, подобным газу, прозрачным, упругим белым тканям, в том числе легендарному виссону (о нем говориться в Библии как о ткани, достойной Бога). Их плиссировали, гофрировали, носили так, что прозрачность впервые в истории костюма создавала эффект тела раздетого и одетого одновременно.

Основными материалами были лен и шерсть. Из шерсти ткали орнаментированную цветную тесьму самых разнообразных рисунков. В Древнем царстве любили красный, зеленый и синий цвета. Позднее гамма становится гораздо богаче: в нее включаются пурпур всевозможных оттенков, охра, ярко-зеленый, черный, голубой.

В древнейшие времена предпочитали гладкокрашеные материи. Но постепенно росла тяга к роскоши, и появились узорные ткани. Их изготовляли с помощью вышивки и набивки, а чаще всего в технике гобеленового типа.

Словно загадочный Сфинкс, могущественная держава Древнего Востока - Египет сохранял на протяжении тысячелетий органическую целостность. Другие культуры и народы, сталкиваясь с этой цивилизацией, неизменно попадали под влияние ее безупречных, совершенных форм и образов. Древнеегипетское искусство вдохновляло европейских художников в эпоху сложения стилей ампир, модерн, неоклассицизм. Оно и сегодня несет на себе печать Вечности, готовой открывать будущему свои тайны.

Источник:

Просмотров: 15591


Наверх


Независимо от того, как много вы извлекли из прошлого опыта, он никогда не расскажет вам всего того, что нужно знать сегодня.



Rambler's Top100

Уважаемые веб-мастера, при копировании материалов, пожалуйста, ставьте ссылку на Costumehistory.ru

Главная| Первобытный костюм| Древний Египет| Древний Восток| Древняя Греция| Древний Рим| Византия| Средневековье| Возрождение| Костюм 17 века| Костюм 18 века| Костюм 19 века| Костюм 20 века| Русский костюм| Костюмы народов мира| Театральный костюм

Costumehistory.ru. 2008-2014, Дмитрий Науменко, psychologovnet@yandex.ru  | Карта сайта