Материалов на сайте: 259

Византийский костюм

Костюм Византии следует рассматривать как элемент художественной культуры Византийской империи, первоначально рабовладельческой, затем феодальной, сложной по своему этническому составу. В Византийском государстве вся культурная жизнь находилась под влиянием огромного штата придворных и оставалась в узких и неподвижных рамках раз и навсегда очерченного церемониала. Этой цели должна была служить и одежда.

После перенесения столицы в Константинополь переселившиеся сюда римляне перенесли сюда и многие свои обычаи, и поначалу византийская одежда ничем не отличалась от западноримской. Но многообразное влияние Востока было так сильно, что очень скоро римляне утратили почти все, что было у них римского. При византийском дворе был введен восточный этикет со всей его роскошью. В одежде влияние Востока выразилось сначала главным образом в роскошных дорогих материях; вместо легких шерстяных тканей, из которых делались классические костюмы, на костюмы византийских вельмож идут тяжелые шелковые, атласные и парчовые ткани, падающие неподвижными складками.

В первое время в Византии в форме и покрое одежды и мужчины, и женщины хранили верность древнеримской одежде. Мужчины носили длинную рубаху-юбку с узкими и длинными рукавами (туника или хитон), поверх туники иногда надевался талар, похожий на тунику, но доходивший до земли и без рукавов, к тому же настолько широкий, что плечи спускались на руки, образуя подобие широких рукавов. Характерной отделкой, встречавшейся на позднейших римско-христианских туниках, были две темные или пестрые полосы, спускавшиеся спереди и сзади до самого подола. Такими же полосами окаймляли и подол, и ворот, и низ рукавов.

Поверх туник набрасывали плащ, который скрепляли на правом плече аграфом. Этот плащ походил на римский сагум, или лацерну (верхнее, преимущественно дорожное платье с капюшоном), однако был длиннее римского, причем у знати — из дорогого материала с богатой отделкой, часто с четырехугольной вставкой (таблионом) на груди — знаком высокого положения.

Женская одежда состояла из туники, надевавшейся на голое тело, и из покрывавших ее столы и мантии. Сначала женщины носили столу в виде длинной рубашки, расширявшейся книзу и снабженной узкими рукавами. Вскоре столу начали шить с широкими рукавами, отчего стали видны узкие рукава нижней туники, сшитой обычно из полотна.

Приблизительно до конца IV века греческие одежды хитон и гиматий встречались и у простых византиек; подобно мужчинам, они застегивали их на правом плече или спереди на груди. Иногда они накидывали их сзади на плечи, и оба верхних конца перекрещивались на груди и закидывались на спину. Верхний край хитона, лежащий на спине, натягивался на голову и образовывал нечто вроде капюшона. Мантия, представлявшая собой полукруглый кусок ткани, часто на концах украшалась кистями. Для мантий обычно выбирали однотонную ткань и подол всегда украшали красивым шитьем. Особенной любовью пользовались красная стола и голубая мантия. На византийских изображениях Богоматери постоянно повторяются эти цвета; и до сих пор наиболее употребительным одеянием Божьей Матери на ее изображениях являются красная рубашкообразная стола и наброшенная на голову синяя мантия.

На смену античной красоте и гармонии человеческого облика приходит новый тип красоты — духовный. Тело всячески маскируется. В связи с этим все сильнее проявляется мотив окутывания всех частей тела до такой степени, что даже туника с рукавами, доходившая до ступней, постепенно становится совершенно гладкой и, лишенная складок, напоминает мешок, под которым уже даже не угадываются линии тела.

Появлению новых форм одежды способствовало также производство в Византии плотных, тяжелых, неэластичных тканей, затканных или вышитых металлическими нитями, драгоценными камнями. В нивелировке форм тела большое значение имел также рисунок тканей — крупный, четкий, плоскостной.

Итак, новое представление о красоте, использование неэластичных с крупным плоскостным орнаментом дорогих тканей обусловили господствующее положение «футлярной» формы одежды, простой по покрою, делающей тело как бы бесплотным. Эта форма, впервые появившись в Риме в период Империи, в Византии становится основной и получает свое дальнейшее развитие.

Тяжелый, массивный, прямоугольный силуэт византийского костюма (мужского и женского) построен на прямых вертикальных линиях, скрывающих линию талии и другие естественные формы фигуры. Отношение ширины одежды к росту составляет 1:3, размеры головы к росту — 2:6,5. Эти соотношения придают костюму монументальность, устойчивость, которая подчеркивается декоративными горизонтальными линиями отделки и особенно воротником — оплечьем, широким, круглым или фигурно вырезанным, пышно декорированным золотом и драгоценностями.

В VI веке в Грецию была перенесена культура тутового шелкопряда, и шелк стали производить в Византии, что сделало его дешевым и доступным почти всем слоям общества. Шелковые материи ткались с систематично повторяющимися рисунками: квадратами, кругами, звездами, арабесками и орнаментальными изображениями растительного мира. В конце концов даже самые дорогие ткани перестали удовлетворять страсть византийцев к роскоши, и для того чтобы придать материи еще больше блеска, затканные парчовые рисунки стали оттенять пестрым шелковым шитьем. Даже христиан не миновала эта страсть к роскоши, и они нередко украшали свои одеяния целыми картинами из Священного Писания. В мужской одежде встречается также изображение плаща, который, по преданию, носили только Христос, апостолы и некоторые святые: он имел форму гиматия древних греков, точнее, ту идеальную форму, которую сохраняют христианские образы и в современном искусстве.

Жесткой и пышной была одежда знатных дам. Туника и стола были богато украшены вышивкой, отделкой по краям и почти полностью утратили свой античный характер. Только плащ оставался еще близким к античному типу: он накладывался сзади на оба плеча, а концы спереди забрасывались крест-накрест назад. Вместе с длинной столой такая накидка придает фигуре аскетический вид. Этот костюм настолько соответствовал эстетике христианской религии, что стал постоянной одеждой святых в иконописи.

Византийки для предохранения причесок и вместо головных уборов употребляли пестрые платки и шарфообразные повязки. Знатные дамы часто носили чепцы, полностью закрывающие волосы, к которым были прикреплены обрамляющие лицо валики из двухцветных лент.

Обувью женщин служили богато украшенные, пестрые, мягкие, похожие на чулки полусапожки. Мужчины римские сандалии и башмаки сменили на более или менее высокие сапоги, которые, в свою очередь, позднее были заменены богато украшенными красными полусапожками, обернутыми ремнями, плотно облегавшими голень и ступню.

Предметом роскоши как у мужчин, так и у женщин был пояс, сделанный иногда из золота и украшенный драгоценными камнями. У женщин драгоценными украшениями служили серьги, всевозможные пряжки и браслеты. Были в ходу роскошные ожерелья, к которым подвешивались медальоны.

Источник: Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме

Просмотров: 7107


Наверх


Лидер всегда находит способ сделать так, чтобы нужные вещи случились.



Rambler's Top100

Уважаемые веб-мастера, при копировании материалов, пожалуйста, ставьте ссылку на Costumehistory.ru

Главная| Первобытный костюм| Древний Египет| Древний Восток| Древняя Греция| Древний Рим| Византия| Средневековье| Возрождение| Костюм 17 века| Костюм 18 века| Костюм 19 века| Костюм 20 века| Русский костюм| Костюмы народов мира| Театральный костюм

Costumehistory.ru. 2008-2014, Дмитрий Науменко, psychologovnet@yandex.ru  | Карта сайта